Оказываясь впервые в Музее военной авиации в городе Ювяскюля, столице провинции Центральная Финляндия, испытываешь шок. Со всех сторон – с сувенирных кружек и открыток, с мундиров кукольных летчиков и с архивных фотографий, не говоря уж про огромные самолеты – смотрят огромные голубые свастики.
Оказываясь впервые в Музее военной авиации в городе Ювяскюля, столице провинции Центральная Финляндия, испытываешь шок. Со всех сторон с сувенирных кружек и открыток, с мундиров кукольных летчиков и с архивных фотографий, не говоря уж про огромные самолеты смотрят огромные голубые свастики.
Оказываясь впервые в Музее военной авиации в городе Ювяскюля, столице провинции Центральная Финляндия, испытываешь шок. Со всех сторон с сувенирных кружек и открыток, с мундиров кукольных летчиков и с архивных фотографий, не говоря уж про огромные самолеты смотрят огромные голубые свастики.
Не все в России знают, но в 1917-18 годах в Финляндии, незадолго до этого вышедшей из состава Российской империи, тоже была своя Гражданская война. Не такая кровопролитная, как у нас, но воевали тоже красные и белые. Советские большевики поддерживали красных. А белофинны обратились за помощью к монархической Швеции, с которой у этой страны давние исторические связи (до 1814 года Финляндия Швеции и принадлежала).
Но тут возникла коллизия: Швеция еще в XIX веке объявила о своем нейтралитете и невмешательстве в европейские конфликты. Поддержать одну из сторон войны в Финляндии означало этот нейтралитет нарушить.
Не все в России знают, но в 1917-18 годах в Финляндии, незадолго до этого вышедшей из состава Российской империи, тоже была своя Гражданская война. Не такая кровопролитная, как у нас, но воевали тоже красные и белые. Советские большевики поддерживали красных. А белофинны обратились за помощью к монархической Швеции, с которой у этой страны давние исторические связи (до 1814 года Финляндия Швеции и принадлежала).
Но тут возникла коллизия: Швеция еще в XIX веке объявила о своем нейтралитете и невмешательстве в европейские конфликты. Поддержать одну из сторон войны в Финляндии означало этот нейтралитет нарушить.
Большой любитель авиации, шведский барон фон Розен подарил Финляндии сразу 10 самолетов. Первый из них, тот, что на фото, барон лично перегнал через Ботанический залив и посадил на лед около города Вааса. Правда, как оказалось, фон Розен не имел официального разрешения на перелет, поэтому ему пришлось заплатить шведским властям штраф в 100 крон.
Большой любитель авиации, шведский барон фон Розен подарил Финляндии сразу 10 самолетов. Первый из них, тот, что на фото, барон лично перегнал через Ботанический залив и посадил на лед около города Вааса. Правда, как оказалось, фон Розен не имел официального разрешения на перелет, поэтому ему пришлось заплатить шведским властям штраф в 100 крон.
Наконец, в 90-х годах американцы проспонсировали работы по извлечению самолета из болот, но тут возникла дискуссия: непонятно, кому найденный артефакт должен принадлежать. Американцы считали, что им, так как именно они оплатили поиски самолета. Финны хотели оставить "Брюстер" себе. В общем финны символически взяли самолет у американцев в аренду. Официально он числится за Музеем военной авиации штата Флорида.
Я спросил у директора музея, сколько всего самолетов финны потеряли за годы войны с СССР. Он точную цифру назвать затруднился, но заверил, что соотношение финских и советских сбитых самолетов составляло примерно 1 к 35 (что неудивительно, так как русские в основном атаковали).
Наконец, в 90-х годах американцы проспонсировали работы по извлечению самолета из болот, но тут возникла дискуссия: непонятно, кому найденный артефакт должен принадлежать. Американцы считали, что им, так как именно они оплатили поиски самолета. Финны хотели оставить "Брюстер" себе. В общем финны символически взяли самолет у американцев в аренду. Официально он числится за Музеем военной авиации штата Флорида.
Я спросил у директора музея, сколько всего самолетов финны потеряли за годы войны с СССР. Он точную цифру назвать затруднился, но заверил, что соотношение финских и советских сбитых самолетов составляло примерно 1 к 35 (что неудивительно, так как русские в основном атаковали).
Одна беда – американские летчики от тренажеров отказались, заявив, что настоящий самолет ничто не заметит. Изобретатель не растерялся и продал тренажеры в луна-парки, где их с удовольствием оседлала детвора. А вот финским ассам тренажер понравился.
Одна беда – американские летчики от тренажеров отказались, заявив, что настоящий самолет ничто не заметит. Изобретатель не растерялся и продал тренажеры в луна-парки, где их с удовольствием оседлала детвора. А вот финским ассам тренажер понравился.
Ну а добраться до Ювяскюле, где базируется этот в высшей степени любопытный музей, с недавних пор можно рейсами авиакомпании Estonian Air. Ее самолеты летают из Москвы и Петербурга с удобными стыковками в Таллине. Кстати, ее небольшие симпатичные лайнеры вроде этого шведского турбовинтового Saab 340 ничуть не менее интересны, чем экспонаты Музея военной авиации в Ювяскюле.
Ну а добраться до Ювяскюле, где базируется этот в высшей степени любопытный музей, с недавних пор можно рейсами авиакомпании Estonian Air. Ее самолеты летают из Москвы и Петербурга с удобными стыковками в Таллине. Кстати, ее небольшие симпатичные лайнеры вроде этого шведского турбовинтового Saab 340 ничуть не менее интересны, чем экспонаты Музея военной авиации в Ювяскюле.