Рейтинг@Mail.ru
Музей голубых свастик в стране голубых озер - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Музей голубых свастик в стране голубых озер

Читать ria.ru в
Дзен

Оказываясь впервые в Музее военной авиации в городе Ювяскюля, столице провинции Центральная Финляндия, испытываешь шок. Со всех сторон – с сувенирных кружек и открыток, с мундиров кукольных летчиков и с архивных фотографий, не говоря уж про огромные самолеты – смотрят огромные голубые свастики.

© РИА Новости / Дмитрий Виноградов

Оказываясь впервые в Музее военной авиации в городе Ювяскюля, столице провинции Центральная Финляндия, испытываешь шок. Со всех сторон с сувенирных кружек и открыток, с мундиров кукольных летчиков и с архивных фотографий, не говоря уж про огромные самолеты смотрят огромные голубые свастики.

Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля

Оказываясь впервые в Музее военной авиации в городе Ювяскюля, столице провинции Центральная Финляндия, испытываешь шок. Со всех сторон с сувенирных кружек и открыток, с мундиров кукольных летчиков и с архивных фотографий, не говоря уж про огромные самолеты смотрят огромные голубые свастики.

1 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовЗаметив смущение русских журналистов, директор музея Каи Меклин начал объяснять, хотя его объяснения слегка походили на оправдания: синяя свастика была символом авиационных сил Финляндии задолго до прихода к власти Гитлера.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Заметив смущение русских журналистов, директор музея Каи Меклин начал объяснять, хотя его объяснения слегка походили на оправдания: синяя свастика была символом авиационных сил Финляндии задолго до прихода к власти Гитлера.
2 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовС этим связана одна любопытная легенда, которую и рассказал директор. Кстати, Каи Меклин, который до этого служил военным штурманом, знает множество любопытных баек - это настоящий фанат своего дела, и слушать его очень интересно, даже если раньше ты за собой не замечал большого интереса к авиации.

Не все в России знают, но в 1917-18 годах в Финляндии, незадолго до этого вышедшей из состава Российской империи, тоже была своя Гражданская война. Не такая кровопролитная, как у нас, но воевали тоже красные и белые. Советские большевики поддерживали красных. А белофинны обратились за помощью к монархической Швеции, с которой у этой страны давние исторические связи (до 1814 года Финляндия Швеции и принадлежала).

Но тут возникла коллизия: Швеция еще в XIX веке объявила о своем нейтралитете и невмешательстве в европейские конфликты. Поддержать одну из сторон войны в Финляндии означало этот нейтралитет нарушить.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
С этим связана одна любопытная легенда, которую и рассказал директор. Кстати, Каи Меклин, который до этого служил военным штурманом, знает множество любопытных баек - это настоящий фанат своего дела, и слушать его очень интересно, даже если раньше ты за собой не замечал большого интереса к авиации.

Не все в России знают, но в 1917-18 годах в Финляндии, незадолго до этого вышедшей из состава Российской империи, тоже была своя Гражданская война. Не такая кровопролитная, как у нас, но воевали тоже красные и белые. Советские большевики поддерживали красных. А белофинны обратились за помощью к монархической Швеции, с которой у этой страны давние исторические связи (до 1814 года Финляндия Швеции и принадлежала).

Но тут возникла коллизия: Швеция еще в XIX веке объявила о своем нейтралитете и невмешательстве в европейские конфликты. Поддержать одну из сторон войны в Финляндии означало этот нейтралитет нарушить.
3 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовОднако частным лицам шведские власти негласно разрешили поддерживать белофиннов – очень уж не хотелось шведской монархии получить под боком Финскую социалистическую республику.

Большой любитель авиации, шведский барон фон Розен подарил Финляндии сразу 10 самолетов. Первый из них, тот, что на фото, барон лично перегнал через Ботанический залив и посадил на лед около города Вааса. Правда, как оказалось, фон Розен не имел официального разрешения на перелет, поэтому ему пришлось заплатить шведским властям штраф в 100 крон.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Однако частным лицам шведские власти негласно разрешили поддерживать белофиннов – очень уж не хотелось шведской монархии получить под боком Финскую социалистическую республику.

Большой любитель авиации, шведский барон фон Розен подарил Финляндии сразу 10 самолетов. Первый из них, тот, что на фото, барон лично перегнал через Ботанический залив и посадил на лед около города Вааса. Правда, как оказалось, фон Розен не имел официального разрешения на перелет, поэтому ему пришлось заплатить шведским властям штраф в 100 крон.
4 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовНо вернемся к свастике: голубая свастика многие годы была родовым символом рода Розенов. Барон же так боялся опасного перелета через залив, что на счастье нарисовал ее на крыльях самолета. Свастика финнам понравилась и надолго стала символом сначала их ВВС, а потом и всех вооруженных сил - вплоть до 1945 года, когда ее заменили скромным синим кружком. А благодаря барону фон Розену Финляндия стала одной из первых стран, где появились собственные военно-воздушные силы.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Но вернемся к свастике: голубая свастика многие годы была родовым символом рода Розенов. Барон же так боялся опасного перелета через залив, что на счастье нарисовал ее на крыльях самолета. Свастика финнам понравилась и надолго стала символом сначала их ВВС, а потом и всех вооруженных сил - вплоть до 1945 года, когда ее заменили скромным синим кружком. А благодаря барону фон Розену Финляндия стала одной из первых стран, где появились собственные военно-воздушные силы.
5 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовИ еще одна интересная "фишка" - все 10 подаренных бароном самолетов оказались разных типов. С тех пор это тоже своеобразная традиция: в финских ВВС и поныне представлена целая палитра летательных средств, чему особенно рады историки и коллекционеры.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
И еще одна интересная "фишка" - все 10 подаренных бароном самолетов оказались разных типов. С тех пор это тоже своеобразная традиция: в финских ВВС и поныне представлена целая палитра летательных средств, чему особенно рады историки и коллекционеры.
6 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовПравда, переживает директор музея, в стране долго существовала и другая традиция - сжигать старые ненужные самолеты, благо летательные средства начала XX века были из дерева. Причем предавали огню их на Иванов день, в которой с языческих времен принято жечь костры. По словам эксперта, таким образом было уничтожено около 90% раритетов. Тем ценнее то, что осталось.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Правда, переживает директор музея, в стране долго существовала и другая традиция - сжигать старые ненужные самолеты, благо летательные средства начала XX века были из дерева. Причем предавали огню их на Иванов день, в которой с языческих времен принято жечь костры. По словам эксперта, таким образом было уничтожено около 90% раритетов. Тем ценнее то, что осталось.
7 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовБольшой интерес для западных коллекционеров - и они неоднократно предлагали директору продать парочку экспонатов, но он с гордостью отказывался - имеют сразу несколько выставленных в Ювяскюле моделей. Например, вот этот американский истребитель марки Brewster - F2А Buffalo, он же B-239, с характерными загнутыми винтами. Он воевал за финнов во время Второй мировой. Наши его сбили, и он 50 лет пролежал в болотах Карелии.

Наконец, в 90-х годах американцы проспонсировали работы по извлечению самолета из болот, но тут возникла дискуссия: непонятно, кому найденный артефакт должен принадлежать. Американцы считали, что им, так как именно они оплатили поиски самолета. Финны хотели оставить "Брюстер" себе. В общем финны символически взяли самолет у американцев в аренду. Официально он числится за Музеем военной авиации штата Флорида.

Я спросил у директора музея, сколько всего самолетов финны потеряли за годы войны с СССР. Он точную цифру назвать затруднился, но заверил, что соотношение финских и советских сбитых самолетов составляло примерно 1 к 35 (что неудивительно, так как русские в основном атаковали).
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Большой интерес для западных коллекционеров - и они неоднократно предлагали директору продать парочку экспонатов, но он с гордостью отказывался - имеют сразу несколько выставленных в Ювяскюле моделей. Например, вот этот американский истребитель марки Brewster - F2А Buffalo, он же B-239, с характерными загнутыми винтами. Он воевал за финнов во время Второй мировой. Наши его сбили, и он 50 лет пролежал в болотах Карелии.

Наконец, в 90-х годах американцы проспонсировали работы по извлечению самолета из болот, но тут возникла дискуссия: непонятно, кому найденный артефакт должен принадлежать. Американцы считали, что им, так как именно они оплатили поиски самолета. Финны хотели оставить "Брюстер" себе. В общем финны символически взяли самолет у американцев в аренду. Официально он числится за Музеем военной авиации штата Флорида.

Я спросил у директора музея, сколько всего самолетов финны потеряли за годы войны с СССР. Он точную цифру назвать затруднился, но заверил, что соотношение финских и советских сбитых самолетов составляло примерно 1 к 35 (что неудивительно, так как русские в основном атаковали).
8 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовА вот и печально известный немецкий "Мессершмитт" (Messerschmitt Bf.109). У финнов, бывших во Вторую мировую союзниками немцев, такие истребители на вооружении тоже стояли. Все в России слышали об этих машинах, но мало кто видел их вблизи. Здесь же их можно даже потрогать, пока не видит бдительный директор музея.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
А вот и печально известный немецкий "Мессершмитт" (Messerschmitt Bf.109). У финнов, бывших во Вторую мировую союзниками немцев, такие истребители на вооружении тоже стояли. Все в России слышали об этих машинах, но мало кто видел их вблизи. Здесь же их можно даже потрогать, пока не видит бдительный директор музея.
9 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовСамолеты первой половины XX века были снабжены клетками с почтовыми голубями - на случай крушения, чтобы летчик мог отправить в штаб сообщение о своих координатах. В удобной клетке висит даже что-то вроде гамака, чтобы птичку не укачивало. Но раз голуби финнам время от времени все же пригождались, значит, советские летчики воевали все-таки неплохо.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Самолеты первой половины XX века были снабжены клетками с почтовыми голубями - на случай крушения, чтобы летчик мог отправить в штаб сообщение о своих координатах. В удобной клетке висит даже что-то вроде гамака, чтобы птичку не укачивало. Но раз голуби финнам время от времени все же пригождались, значит, советские летчики воевали все-таки неплохо.
10 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовВот и еще одно доказательство того, что русские в воздухе давали прикурить: спасательный набор для сбитых летчиков. Спички, консервы, варежки...
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Вот и еще одно доказательство того, что русские в воздухе давали прикурить: спасательный набор для сбитых летчиков. Спички, консервы, варежки...
11 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовОтношение финнов к советской авиации понятно: на этом макете они не без злорадства изобразили сбитый советский истребитель И-16 (он же "Ишачок"). Советский летчик с удивлением разглядывает что-то внутри.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Отношение финнов к советской авиации понятно: на этом макете они не без злорадства изобразили сбитый советский истребитель И-16 (он же "Ишачок"). Советский летчик с удивлением разглядывает что-то внутри.
12 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовЕще одна любопытная традиция финских ВВС - каждая эскадрилья имела собственный символ, что-то вроде тотемного животного. Например, у одной из эскадрилий символом была рысь. Пилотам другой, обучавшимся летному делу в Польше, очень понравилась тамошняя водка - "зубровка", а потому на их самолетах красовался зубр.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Еще одна любопытная традиция финских ВВС - каждая эскадрилья имела собственный символ, что-то вроде тотемного животного. Например, у одной из эскадрилий символом была рысь. Пилотам другой, обучавшимся летному делу в Польше, очень понравилась тамошняя водка - "зубровка", а потому на их самолетах красовался зубр.
13 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовШутники из еще одной эскадрильи нарисовали около двигателей своих самолетов, издававших громкий выхлоп, фигурки пукающих оленей.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Шутники из еще одной эскадрильи нарисовали около двигателей своих самолетов, издававших громкий выхлоп, фигурки пукающих оленей.
14 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовЕще один любопытный экспонат – тренажер для летчиков середины XX века. По словам директора, разработал его один американец, владевший фирмой по производству органов (огромных музыкальных инструментов с мехами). Он придумал расположить меха под тренажерной кабиной, дабы имитировать турбулентность, которой подвергается настоящий самолет в небе. Американец здраво рассудил, что во время войн тренажеры для летчиков гораздо нужнее органов.

Одна беда – американские летчики от тренажеров отказались, заявив, что настоящий самолет ничто не заметит. Изобретатель не растерялся и продал тренажеры в луна-парки, где их с удовольствием оседлала детвора. А вот финским ассам тренажер понравился.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Еще один любопытный экспонат – тренажер для летчиков середины XX века. По словам директора, разработал его один американец, владевший фирмой по производству органов (огромных музыкальных инструментов с мехами). Он придумал расположить меха под тренажерной кабиной, дабы имитировать турбулентность, которой подвергается настоящий самолет в небе. Американец здраво рассудил, что во время войн тренажеры для летчиков гораздо нужнее органов.

Одна беда – американские летчики от тренажеров отказались, заявив, что настоящий самолет ничто не заметит. Изобретатель не растерялся и продал тренажеры в луна-парки, где их с удовольствием оседлала детвора. А вот финским ассам тренажер понравился.
15 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовВажная часть экспозиции – загадочные самолетные двигатели. Их так много, что, честно говоря, возникают сомнения в том, что кто-то захочет их разглядывать.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Важная часть экспозиции – загадочные самолетные двигатели. Их так много, что, честно говоря, возникают сомнения в том, что кто-то захочет их разглядывать.
16 из 18
© РИА Новости / Дмитрий ВиноградовИнтереснее разглядывать всякие сценки из жизни белофиннов. Почему-то большинство из них изображает "жизнь зимой", от чего лично у меня возникают стойкие ассоциации с Зимней войной, как тут называют Советско-финскую 1939-40 годов.
Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля
Интереснее разглядывать всякие сценки из жизни белофиннов. Почему-то большинство из них изображает "жизнь зимой", от чего лично у меня возникают стойкие ассоциации с Зимней войной, как тут называют Советско-финскую 1939-40 годов.
17 из 18
© РИА Новости / Дмитрий Виноградов

Ну а добраться до Ювяскюле, где базируется этот в высшей степени любопытный музей, с недавних пор можно рейсами авиакомпании Estonian Air. Ее самолеты летают из Москвы и Петербурга с удобными стыковками в Таллине. Кстати, ее небольшие симпатичные лайнеры вроде этого шведского турбовинтового Saab 340 ничуть не менее интересны, чем экспонаты Музея военной авиации в Ювяскюле.

Музей военной авиации в финском городе Ювяскюля

Ну а добраться до Ювяскюле, где базируется этот в высшей степени любопытный музей, с недавних пор можно рейсами авиакомпании Estonian Air. Ее самолеты летают из Москвы и Петербурга с удобными стыковками в Таллине. Кстати, ее небольшие симпатичные лайнеры вроде этого шведского турбовинтового Saab 340 ничуть не менее интересны, чем экспонаты Музея военной авиации в Ювяскюле.

18 из 18
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала