Для сравнения, в Южной Африке и Швеции о подобном заявили 92% работодателей, в Турции – 89%. Самыми щедрыми на словах оказались работодатели Аргентины – 96% из них готовы увеличить фонд заработной платы. На нижних позициях расположились консервативно настроенные работодатели: 38-е место у Японии (22%), 39-е - у Ирландии (17%), 40-е место - у Греции (7%).
С
Грецией, переживающей тяжелый экономический кризис, все ясно – ни о каком повышении зарплат там речи не идет. Япония и Ирландия в полной мере ощутили на себе последствия кризиса, объяснил партнер "Грант Торнтон" в России Сергей Тишаков. "Кроме того, японцы и ирландцы - достаточно бережливый народ, такова особенность их менталитета. Наконец, у японцев фонд оплаты труда досконально рассчитан и просчитан на годы вперед. Они знают, с каким окладом их сотрудники выйдут на пенсию. Соответственно, все повышения уже изначально заложены в их системе компенсаций", - отметил он.
Щедрость работодателей Швеции и Турции Тишаков объяснил тем, что те в меньшей степени пострадали от кризиса. "Кроме того, в Швеции, например, ответственность государства перед гражданами по социальным программам очень высока, равно как и у бизнеса перед государством", - добавил эксперт.
Южная Африка относится к странам BRICS, экономики которых развиваются опережающими темпами; неплохо идут дела и в Аргентины. Так что в их результатах нет ничего удивительного. Но в BRICS входит и Россия, плетущаяся в хвосте рейтинга. В чем же дело?
Такое положение вещей связано с двумя факторами: объективными экономическими трудностями, и, как следствие, отсутствием источников финансирования, и информационным полем, считает генеральный директор Всероссийского Центра уровня жизни Вячеслав Бобков.
"Трудности переживают многие из несырьевых отраслей, число низкорентабельных и убыточных предприятий велико", - пояснил он.
Кроме того, многие в России находятся в ожидании глобальной рецессии и депрессии, и этот информационный негатив заставляет руководителей сокращать траты, чтобы пройти грядущие трудности с минимальным потерями, добавил эксперт.
Наших недооценивают?
Опрошенные агентством "Прайм" эксперты разошлись во мнениях относительно того, насколько недооценены российские специалисты у себя дома. Недооценка есть по всем отраслям, просто степень ее разная, считает Бобков. "Согласно нашим исследованиям, зарплата трудоспособного работника высокой квалификации должна начинаться от 11 прожиточных минимумов. Сегодня минимум составляет порядка 7 тысяч рублей, как следствие, месячный оклад должен быть порядка 80 тысяч рублей, у нас же он около 25 тысяч рублей в месяц", - пояснил он.
Хуже всего дело обстоит в отраслях, связанных с наукой и образованием. Зарплаты в сырьевых компаниях напротив кажутся высокими, но лишь на фоне общего низкого уровня. "Если сравнить их с нашими стандартами, рынок в целом не выглядит перегретым. А если взять за основу оплату труда в развитых странах, и наши сырьевики останутся далеко позади", - констатирует Бобков из Всероссийского Центра уровня жизни.
Традиционно самыми недооцененными являются врачи и учителя, далее следуют психологи и юристы, отмечает руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерия Чернецова.
В свою очередь, Тишаков из "Грант Торнтон" полагает, что российские специалисты достаточно оценены, и уровень их зарплат вполне адекватный. "В прошлом году многие предприниматели подняли зарплату своим сотрудникам, хотя в течение предыдущих двух лет зарплаты были заморожены", - сказал он.