Рейтинг@Mail.ru
Военный совет в Филях. Алексей Кившенко - РИА Новости, 13.09.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Военный совет в Филях. Алексей Кившенко

© РИА Новости | Перейти в медиабанкРепродукция картины художника А.Д.Кившенко "Военный совет в Филях"
Репродукция картины художника А.Д.Кившенко Военный совет в Филях
Читать ria.ru в
Дзен
Военный совет в Филях – совещание русских военачальников, созванное М.И.Кутузовым 13 (1) сентября 1812 в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина М.Фролова для решения участи Москвы. Барклай де Толли призывал оставить город для спасения армии и победного исхода кампании. Его главным оппонентом выступил Беннигсен, настаивавшим на проведении сражения для защиты первопрестольной столицы во избежание негативного морального воздействия на армию и общество в целом.

Военный совет в Филях – совещание русских военачальников, созванное М.И.Кутузовым 13 (1) сентября 1812 в подмосковной деревне Фили в избе крестьянина М.Фролова для решения участи Москвы.

После Бородинского сражения русская армия из-за больших потерь отошла к Москве и на Воробьевых горах была избрана оборонительная позиция для новой генеральной битвы с войсками Наполеона. 1 сентября русские войска стали занимать позиции, но ряд генералов (М.Б.Барклай де Толли, А.П.Ермолов) и штабных офицеров (полковники К.Ф.Толь, И.Кросар) доложили главнокомандующему М.И.Кутузову свое мнение о непригодности выбранной генералом Л.Л.Беннигсеном позиции. Кутузов вынес этот вопрос на обсуждение военного совета, созванного вечером того же числа. Совет проходил в обстановке секретности и не велся протокол, поэтому неизвестно количество участников (от 10 до 15 человек).

Точно установлено по воспоминаниям и письмам современников, что присутствовали: М.И.Кутузов, М.Б.Барклай де Толли, Л.Л.Беннигсен, Д.С.Дохтуров, А.П.Ермолов, Н.Н.Раевский, П.П.Коновницын, А.И.Остерман-Толстой, К.Ф.Толь. На основании некоторых свидетельств современников можно лишь предполагать, что среди участников были М.И.Платов, К.Ф.Багговут, Ф.П.Уваров, П.C.Кайсаров и В.C.Ланской.

Барклай де Толли первым аргументированно обосновал точку зрения о необходимости в создавшейся ситуации оставления города для спасения армии и победного исхода кампании. Его главным оппонентом выступил Беннигсен, настаивавшим на проведении сражения для защиты первопрестольной столицы во избежание негативного морального воздействия на армию и общество в целом. Среди генералитета также высказывалась мысль о встречном атакующем движении против армии Наполеона, но она, после высказанной критики, не получила поддержки. В результате поименного голосования по двум первым предложениям мнения участников совета разделились примерно поровну. Окончательное и нелегкое решение принял Кутузов. Он приказал оставить город и сберечь армию для будущих боевых действий, ибо, по его словам "с потерянием Москвы не потеряна еще Россия". На другой день, 2 сентября 1812 г., русские войска, пройдя город, оставили первопрестольную, отступив по Рязанской дороге, а в дальнейшем, совершив Тарутинский марш-маневр, оторвались от противника.

Военный совет в Филях был описан Л.Н.Толстым в романе "Война и мир", по этому описанию и была написана знаменитая картина, вошедшая в школьные учебники.

Воспроизводя на своем полотне историческое событие, Алексей Кившенко (1851–1895) точно следовал за писателем. Так же как в романе, за столом расположены действующие лица, на печку взобралась внучка хозяина избы. Мы видим здесь М. И. Кутузова, П. С. Кайсарова, П. П. Коновницына, Н. Н. Раевского, А. И. Остермана-Толстого, М. Б. Барклая де Толли, Ф. П. Уварова, Д. С. Дохтурова, А. П. Ермолова, К. Толя и Л. Л. Беннигсена. Все персонажи не только портретно похожи — художнику удалось передать их душевное состояние, показать отношение каждого к происходящему. И то сказать: решается судьба России. Оставить Москву или принять сражение? И вот-вот прозвучит знаменитое кутузовское: "С потерей Москвы Россия еще не потеряна".
Биограф Кившенко В. Г. Казанцев писал, что "Военный совет" заинтересовал художника "не своими блестящими мундирами, не эффектом освещения, а именно желанием воспроизвести в красках выражение лиц у участников этой великой драмы, разыгравшейся в такой скромной обстановке, <…> величие и глубокий смысл переживаемого момента". Не зря это полотно, как уже говорилось выше, стало хрестоматийным — без него не обходилось и не обходится ни одно издание, ни одна выставка, посвященные Отечественной войне 1812 года. "Картина, <…> разошедшаяся по России в тысячах репродукций, сразу выдвинула Алексея Даниловича среди исторических художников и сделала известным его имя в России, а затем и за границей". Написанная к ноябрю 1879 года, она принесла автору право на пенсионерскую поездку, была повторена для галереи П. М. Третьякова (1882) и произвела фурор на Берлинской выставке (1886).

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала