Рейтинг@Mail.ru
Подводная война от "Лузитании" до "Гойи" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Подводная война от "Лузитании" до "Гойи"

© Фото : George Grantham BainБританского корабль "Лузитания"
Британского корабль Лузитания
Читать ria.ru в
Дзен
70 лет назад в Атлантическом океане разыгралась трагедия, изменившая лицо подводной войны. Германская подводная лодка U-156, атаковав и потопив британский войсковой транспорт "Лакония", оказала помощь выжившим. Но американская авиация разбомбила спасателей. После этого подводная война окончательно стала войной на полное уничтожение.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

70 лет назад в середине сентября в Атлантическом океане разыгралась трагедия, изменившая лицо подводной войны. Германская подводная лодка U-156, атаковав и потопив британский войсковой транспорт "Лакония", оказала помощь выжившим членам экипажа и пассажирам. Но американская авиация разбомбила спасателей. После этого германский подводный флот перестал предпринимать меры помощи спасшимся, что до тех пор считалось необходимым согласно правилам ведения войны. Подводная война окончательно стала войной на полное уничтожение.

"Топить никого не буду. Помогите"

Командир U-156 Вернер Хартеншайн, торпедировав 12 сентября 1942 года в Южной Атлантике вражеское судно, мог спокойно уйти восвояси. Но не ушел, а попытался спасти людей со стремительно затонувшей "Лаконии". Действия командира Хартеншайна диктовались не только человеколюбием, но и целесообразностью: из почти трех тысяч человек, находившихся на тонущем судне, почти две тысячи составляли пленные итальянские солдаты, союзники нацистской Германии.

Понимая, что своими силами такое количество людей ему не спасти, 13 сентября Хартенштайн дал в эфир открытую радиограмму о том, что призывает всех желающих помочь "Лаконии". Он сообщил точные координаты места бедствия и заверил, что не будет никого атаковать при условии, если его самого не тронут.

На призыв откликнулись соратники по оружию – две немецких и одна итальянская субмарина. Взяв на свой борт людей и на буксир – спасательные шлюпки, четыре подлодки надводным ходом двинулись к берегам Африки.

16 сентября в небе появились нескольких тяжелых бомбардировщиков США В-24 "Либерайтор".

При их появлении немцы подняли большой флаг Красного Креста, однако это не помешало пилотам начать атаку подводных и надводных кораблей противника.

Одна из бомб попала в шлюпку, уничтожив всех, кто в ней находился, а другая угодила почти рядом с U-156, сильно повредив многие механизмы подводной лодки. Подлодки были вынуждены перерубить фалы со шлюпками и экстренно погрузиться, досрочно прервав спасательную операцию. А спасаемых до желанного берега довели два боевых корабля, присланные вишистской Францией. Большая часть экипажа и пассажиров "Лаконии" погибла.

На следующий день, 17 сентября, главком подводного флота Германии адмирал Карл Дёниц отдал приказ, в котором подчеркнул, что спасательные действия противоречат элементарным правилам войны, а потому категорически запретил помогать тонущему врагу. Пункт № 4 гласил: "Будьте сильными. Помните, что враг не щадит ни женщин, ни детей, когда бомбит немецкие города!"

Последние нормы приличия в жесткой подводной войне были отброшены.

Новая безжалостная эпоха

Подводный флот громко заявил о себе с началом Первой мировой войны. До этого подлодки были уделом энтузиастов, воплощавших в жизнь красивую идею Жюля Верна о "Наутилусе".

Первыми оценили потенциал нового морского оружия немцы. Бросив вызов Великобритании, они столкнулись с мощью Гранд-флита, лучшего на тот момент флота мира. В открытом бою противостоять ему было немыслимо. Тогда-то и пригодились эти неказистые с виду, тихоходные стальные коробки, которые быстро стали ударной силой Германии в морях и океанах.

Вскоре силу подводных лодок ощутили на себе и британцы. 22 сентября 1914 года подлодка U-9 под командованием Отто Виддигена в течении полутора часов играючи потопила три мощных британских крейсера – "Хог", Абукир" и "Крейси", вместе с которыми погибли почти полторы тысячи матросов и офицеров.

А после того, как 18 февраля 1915 года германские подводники получили недвусмысленный приказ, который гласил: "Вражеские торговые суда должны быть уничтожены", мир окончательно вступил в новую безжалостную эпоху, в которой смерть из-под воды появлялась, как в кошмарном сне – неожиданно и коварно. На дно шли не только боевые корабли, но невоенные суда, перевозящие разные грузы, в том числе и стратегического характера.

Прежде международные законы запрещали топить гражданские суда без предупреждения. Следовало сделать выстрел в воздух, после чего заставить лечь в дрейф и осмотреть груз. Уничтожать корабль разрешалось, лишь убедившись в том, что жизни высаженного в шлюпки экипажа ничего не грозит. Теперь эти "сантименты" были отброшены.

Одной из самых шокирующих трагедий стала гибель британского корабля "Лузитания", который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года недалеко от берегов Ирландии, и через 18 минут затонул. Число жертв составило 1198 человек, включая около 100 детей. На тот момент эта была вторая морская катастрофа века после "Титаника" (1503 погибших).

В свое оправдание немцы заявили, что столь быстрая гибель лайнера была, по их мнению, вызвана взрывом боеприпасов, тайно погруженных в трюм пассажирского судна. Британцы в ответ сообщили, что никаких боеприпасов на "Лузитании" не было, и возложили ответственность за случившееся на кровожадное командование германских ВМС, которое разрешило нападать без предупреждения на мирные суда.

Волчьи законы

Вторая мировая лишь умножила число жертв со всех сторон. Германия, вступившая в войну почти без надводного флота, сделала в морской войне безоговорочную ставку на подлодки, взяв на вооружение тактику "волчьих стай". Находя цель, несколько субмарин почти одновременно атаковали вражеские корабли, рассеивая внимания противника и увеличивая при этом свои шансы на победу.

На счету германских "волков" имелись весьма ценные "трофеи", например, британские линкоры "Ройял Оук" и "Барэм", общее число погибших на которых превысило полторы тысячи человек. Однако основной удар пришелся по невоенным судам – слабо вооруженным сухогрузам и танкерам, доставлявшим союзникам необходимые грузы и нефть. Например, самый результативный подводник Второй мировой войны, командир U-99 Отто Кречмер потопил 44 корабля. Из них собственно военными были всего лишь четыре судна.

Выгода была очевидной – одна торпеда могла пустить на дно несколько десятков танков, необходимых на сухопутном театре военных действий или лишить врага сотен тонн нефти, необходимых для заправки бронемашин и самолетов. Поэтому, все, кто отваживался выйти в океанские просторы, априори могли считать себя потенциальной добычей субмарин.

Так, летом 1942 года арктический конвой PQ-17, доставлявший военную технику и стратегические грузы из США, Канады и Великобританию в СССР, был буквально растерзан нацистами с воздуха и из под воды – 22 транспорта не дошли до цели. Вместе с ними утонули 210 самолетов, 430 танков, 3350 автомобилей и почти 100 тысяч тонн других ценных грузов.

Другой излюбленной мишенью подлодок стали океанские лайнеры, переоборудованные в условиях войны в транспорты для перевозки войск. 24 декабря U-486 под командованием Герхарда Мейера потопила сухогруз "Леопольдвиль", который перевозил морских пехотинцев США. В результате атаки погибли 763 человека, так и не успевшие даже увидеть врага на поле боя.

Как аукнется, так и откликнется

Союзники не отставали от своих противников. 18 марта 1944 года британская подлодка Tradewind потопила японское грузовое судно "Дзюнъё-мару". Общее число жертв составило более пяти тысяч человек, львиную долю из которых составляли военнопленные из европейских стран и насильственно мобилизованные рабочие (по сути дела, рабы) из оккупированных Японией территорий.

18 сентября 1944 года американская подлодка Sturgeon отправила на дно еще одну плавучую тюрьму, японский транспорт "Тояма-мару". В итоге – 5600 погибших, по большей части пленные и рабочие, которые, как скот, перевозились в трюме. Японцы же, как правило, успевали в таких случаях сесть в спасательные шлюпки.

Нельзя сказать, что британские и американские подводники были особенно кровожадными. Но подобные транспорты ничем не выделялись из себе подобных, а потому их топили на общих основаниях.

Самые же масштабные подводные атаки по количеству жертв в ХХ веке числятся за советскими моряками, которые к концу войны доминировали в водах Балтики. Ожесточение большой кровавой войны, в которой встретились не просто соперники, а непримиримые идеологические противники, не оставляло место для жалости.

30 января 1945 года лодка С-13 под командованием Александра Маринеско потопила германский пассажирский лайнер "Вильгельм Густлофф", переоборудованный в плавающий госпиталь и общежитие для учебной бригады немецких подводников. Официальное число жертв этой катастрофы составило более пяти тысяч человек, однако некоторые историки полагают, что реальные потери могли быть значительно выше, поскольку на нем перевозилось немалое количество беженцев.

Еще больше, около семи тысяч человек, утонуло 16 апреля 1945 года, после того, как советская подлодка Л-3 (командир Владимир Коновалов) атаковала немецкое грузовое судно "Гойя". Надо отметить, что и Коновалову и Маринеско были присвоены звания Героев Советского Союза (последнему посмертно).

Что касается Дёница, то Нюрнбергский трибунал приговорил его к 10 годам лишения свободы за военные преступления, поставив ему в вину, в том числе и его приказ, запрещающий оказывать помощь экипажам потопленных судов. Как говорится, историю пишут победители. Нельзя при этом не признать, что основная судьба обеих мировых войн решалась все же на суше, а потому многие жертвы на море были напрасны.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала