Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Старейшая киностудия России "Ленфильм" не станет торгово-развлекательным центром, не перейдет в частную собственность и останется на прежнем месте, а не за городом. Все это реально угрожало студии и не случилось благодаря организованному сотрудниками студии под руководством крупных режиссеров общественному сопротивлению.
Министр культуры Владимир Мединский во время общественного обсуждения концепций развития "Ленфильма", состоявшегося во вторник в РИА Новости, пообещал, что в ближайшее время программа по спасению легендарной студии будет разработана, а, значит, Ленфильм может не только превратиться в современный кинокомплекс, но и стать уникальным образовательным центром. Если, конечно, на все эти планы удастся найти достаточно средств и специалистов.
От "Чапаева" до ликвидации
Киностудия "Ленфильм" является старейшей в нашей стране – ее история начинается в 1896 году, а первый фильм вышел в 1918-м. Но дело не только в датах – фильмы с эмблемой с Медным всадником всегда имели свой собственный, сразу узнаваемый стиль – от "Чапаева" до "Гамлета", от "Дамы с собачкой" до "Золушки".
В 60-е годы, когда на студию пришли молодые тогда режиссеры-новаторы: Алексей Герман, Геннадий Шпаликов, Григорий Панфилов, Александр Сокуров, – о "ленинградской школе" заговорили как об отдельном, уникальном и очень важном явлении отечественной культуры.
Сейчас киностудия "Ленфильм" находится в состоянии, близком к краху. И физически, и морально.
Достаточно сказать, что на киностудии нет ни одной кинокамеры, не работает большая часть производственных цехов, в гримерных нет горячей воды, съемочные павильоны находятся в предаварийном состоянии, закрыты или вовсе сданы в аренду. Аудиторская проверка показала, что студия в 2011 году принесла убытков на 32 миллиона рублей.
По словам ленфильмовцев, то, что в течение многих лет происходило на студии, можно назвать "плановой ликвидацией".
"Исчезало имущество, не проводились ремонты, за все постсоветское время не поступило ни одной субсидии, даже на базовые потребности", – описал ситуацию режиссер Александр Сокуров во время общественного обсуждения. Видя, как их "любимый завод" стремительно разрушается, активисты создали Общественный совет Ленфильма.
"Мы понимали, что отступать нельзя, исчезает то, что не нами создано, то, что сумели отстоять даже в блокаду. Защитить наше производство, наши традиции любыми законными методами – это был наш нравственный долг. Простите за пафос", – эмоционально продолжает Сокуров.
Как разрушался Ленфильм
В апреле 2001 года был подписан указ президента о приватизации киностудий, по которому в 2008 году ОАО "Киностудия "Ленфильм" должна была быть выставлена на продажу. Что собственно и происходило, только частями.
В 2008 году собрание коллектива студии приняло обращение к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко с просьбой остановить приватизацию. И действительно, продажа акций была приостановлена.
А в 2010 году появился проект включения киностудии "Ленфильм" в состав холдинга "Система Масс-медиа" (СММ), объединяющего медиаактивы АФК "Система", что означало бы, по мнению ленфильмовцев, откровенное поглощение.
В августе прошлого года Александр Сокуров и Алексей Герман написали открытое письмо тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину, в котором призывали его спасти Ленфильм.
"В прошлом октябре Путин лично пообещал мне, что приватизации не будет, уничтожения не будет и Ленфильм останется на прежнем месте", – сказал Сокуров.
Тут надо заметить, что Ленфильму особенно не повезло с местом расположения – студия находится в центре Санкт-Петербурга, прямо у Петропавловской крепости. На языке торговцев недвижимостью такая территория называется "золотой милей".
Серьезным ударом, после которого студии так и не удалось оправиться, здесь считают 2005 год, когда бывшее руководство продало несколько зданий, в том числе цех по производству декораций. Сейчас на их месте находятся супермаркет и развлекательный центр.
Непоправимый урон нанесла "Ленфильму" и продажа "Золотой коллекции" – сегодня студия не получает ни одной копейки от проката собственных шедевров. По расчетам, озвученным на общественном обсуждении концепция развития "Ленфильма", отчисления от "Золотой коллекции" могли бы приносить студии более 120 миллионов рублей ежегодно. Благодаря чему, к слову, удалось когда-то сохранить Мосфильм.
"С точки зрения монетарной политики, правительству легче всего закрыть студию и продать недвижимость за миллионы долларов", – признался Владимир Мединский на дискуссии. Но подчеркнул, что у культурного ведомства другие приоритеты, и сохранение национального кино важнее.
"Только общественное сопротивление остановило полную продажу студии", – заявил Александр Сокуров там же.
Без "Системы"
Результатом общественных выступлений под руководством режиссеров с мировым именем стало и то, что буквально на днях АФК "Система" решила больше не заниматься возрождением Ленфильма: "Намерения ОАО АФК "Система" превратно истолковываются видными деятелями отечественной кинематографии, а наша корпорация совершенно беспричинно несет репутационные издержки на каждом повороте истории с киностудией "Ленфильм"", – объяснил, представитель АФК "Система" Андрей Теребенин в официально письме.
Однако студия действительно находится на грани разорения и физического разрушения. Сотрудники получают зарплату ниже прожиточного минимума (была озвучена цифра в 14 тысяч рублей), эксплуатация и ремонт требуют огромных вложений, чтобы Ленфильм стал конкурентоспособным производством, его нужно почти полностью модернизировать. Чтобы деятельность студии приносила прибыль, по расчетам авторов концепции возрождения Ленфильма, на студии ежегодно должно сниматься 15 полнометражных фильмов и четыре сериала.
Но лишь современными технологиями киношников в Санкт-Петербург не заманишь. Чтобы вновь стать "мировым брендом", "Ленфильму" необходимо придумать внятную концепцию, которая выделит его среди конкурентов. А конкурентов, надо сказать, у студии предостаточно: не только Мосфильм, но, главным образом, дешевые и современные студии стран бывшего соцлагеря , например чешская "Баррандов" уже много лет привлекает к себе кинематографистов всего мира.
Последний оплот
Общественный совет студии, который представил на конкурс свою концепцию развития, считает, что генеральная идея нового "Ленфильма" лежит в его традициях – кино "ленинградской школы" всегда было авторским, интеллектуальным, гуманистическим. И именно эту нишу, полагают они, и следует занять.
"Мы отдаем отчет, что даже после модернизации наши мощности не позволят снимать блокбастеры", – говорит продюсер Андрей Сигле, представляющий концепцию.
"Ленфильм", по мнению Александра Сокурова, должен стать "преградой, закрытой зоной для деградационных процессов и потребительской идеологии, которая поглотила наше общество".
"Кинематограф сегодня – одна из главных разрушительных сил, мощное оружие против гуманитарных ценностей", – считает мастер. Кино, по его мнению, повсеместно стало визуальным товаром, а задача "Ленфильма" – сохранить гуманитарные опоры.
Для этого предлагается не только снимать хорошие фильмы, но и создать на базе "Ленфильма" учебный центр, который готовил бы достойную смену.
Противники этой концепции считают, что такие идеи будет очень сложно перевести в условные единицы.
"Возрождение "Ленфильма" очень важно для отрасли, в Петербурге должно быть место силы", – согласен продюсер, руководитель студии СТВ Сергей Сельянов. При этом продюсер подчеркнул, что студия сама по себе не генерирует идеи, это лишь сервисный центр. Для появления талантливых кинематографистов нужна среда, а на сегодняшний день Санкт-Петербург в этом смысле представляет собой "выжженное поле".
А вот Федор Бондарчук, руководящий новым современным кинокомплексом "Главкино", считает, что главным конкурентным преимуществом любой киностудии сегодня являются выгодные для съемочных групп условия. По его мнению, в "Баррандов" голливудские киношники едут не за уникальными производственными мощностями и даже не за средой, а за налоговыми льготами, которые им там предоставляют.
В любом случае, министр культуры Владимир Мединский пообещал не откладывать решения по Ленфильму в долгий ящик и в ближайшее время разработать план спасения легендарной киностудии. Тянуть действительно, некуда, тем более, что горячих точек по его ведомству накопилось немало – взять хотя бы Союзмультфильм или студию имени Горького.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции