КРАСНОТУРЬИНСК (Свердловская область), 12 СЕН - РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
Планы "Русала", крупнейшего в мире производителя алюминия, закрыть в моногороде Краснотурьинске убыточное производство вывели людей на митинги протеста. Депутаты объявляют голодовку, шахтеры отказываются выходить из шахт. Компания-владелец обещает никого не сокращать, но сотрудники ей не верят. Переучиваться на менее престижные рабочие профессии или переезжать в Сибирь, где "Русал" собирается строить новый завод, они не хотят. Ситуация выглядит патовой.
Право на нормальную жизнь
"Вот эту двухкомнатную квартиру я купил в кредит, - показывает корреспонденту РИА Новости работник электролизного цеха Богословского алюминиевого завода (БАЗ) Сергей свое жилье в панельной многоэтажке. - Должен банку 600 тысяч. Если меня сократят на заводе, как я буду эти деньги отдавать? У меня зарплата сейчас хорошая, почти 40 тысяч - другую такую работу в Краснотурьинске не найти".
В том, что сокращения будут, Сергей и его коллеги не сомневаются: владельцы уже сделали по этому поводу заявление, а на заводе начали выключать электролизные ванны, в которых глинозем превращают в алюминий.
Взял кредит Сергей после того, как в январе у него родился второй ребенок. Жить в заводском общежитии стало тесно. Кроме того, появление в семье маленького ребенка подвигло металлурга купить в кредит недорогую иномарку - ездить за продуктами и в поликлинику.
Впрочем, если планы по закрытию электролизного цеха реализуются и около тысячи его работников, в том числе и Сергей, окажутся без работы, то денег, чтобы заправить машину, у него не будет. Компания обещает, что работы никто не лишится, но Сергей и его друзья в это не верят.
"Конечно, кто-то скажет - зачем набрали кредитов, сами виноваты, - рассуждает Сергей. - Но ведь жить хочется нормально. Причем сейчас. Неужели я после 15 лет работы на тяжелом и вредном производстве не имею право на нормальную жизнь? Нам ведь много не надо".
Больше всего коллегам Сергея в жизни сейчас не хватает стабильности.
Энергетики, металлурги и шахтеры
Первые слухи о будущем сокращении производства на БАЗе появились еще год назад. Аргументация владельцев проста: за последние несколько лет электроэнергия подорожала в два раза, а цена алюминия в два раза упала. При этом в структуре себестоимости алюминия электроэнергия составляет 40-60%. Теперь его производство на устаревшем оборудовании БАЗа просто нерентабельно. Последние четыре года БАЗ приносит холдингу одни убытки - по 2 миллиона долларов убытков каждый месяц, объяснил РИА Новости представитель «Русала» по Уральскому федеральному округу Роман Лукичев.
Год назад для спасения БАЗа и его рабочих потребовалось вмешательство тогдашнего премьера Владимира Путина. Он провел в Белом доме совещание, посвященное судьбе завода, и тогда энергетики обещали снизить тарифы, а металлурги - разработать план модернизации завода. Энергетики действительно снизили БАЗу цену с 2,05 рублей за кВт/ч до 1,32.
Тогда Сергей и его друзья по работе воспряли духом. Кое-кто взял кредиты.
Но весной отпускная цена на электроэнергию снова поползла вверх. Сейчас она "доползла" до 1,79 рублей за кВт/ч. Представители местной ТЭЦ поясняют, что они не могут работать себе в убыток.
Затем на заводе начали останавливать электролизные ванны. На сегодня из 826 ванн остановлено больше половины, сообщил РИА Новости руководитель профсоюза электролизного цеха Вячеслав Немцов. А 27 августа Совет директоров "Русала" официально объявил о планах закрыть или серьезно сократить производство алюминия на БАЗе и еще трех заводах - в Волхове (Ленинградская область), Новокузнецке и карельских Надоицах.
В Надоицах и в Краснотурьинске ситуация особенно тяжелая: это моногорода, причем расположенные далеко от мегаполисов, где, в случае сокращения, металлурги могли бы поискать другую работу. Кроме того, на производства "завязаны" поставщики бокситов и угля для ТЭЦ, не говоря уже о сфере услуг.
Кризис на БАЗе уже аукнулся у соседей - в Североуральске, где добывают бокситы для производства алюминия. Падение спроса на бокситы отразилось на экономическом самочувствии местных шахт.
На днях 15 работников шахты "Красная шапочка" после окончания смены отказались выходить на поверхность, требуя повысить зарплаты. Владельцы шахты пообещали это сделать, но сейчас шахтеры готовятся провести митинг солидарности с БАЗом.
Вся надежда на Путина
Именно на Владимира Путина и сейчас рассчитывают забастовщики Краснотурьинска. Их митинги проходят под лозунгами типа "За рабочий класс! За Путина! За БАЗ!"
"В последнее время принимаются различные важные законы: о курении, о распитии спиртных напитков, о митингах и шествиях, о клевете и другие. Владимир Владимирович! Просим Вас принять такой закон, чтобы чиновникам и олигархам не могло и в голову прийти не исполнять Ваши указания", - обращается к президенту России профком БАЗа.
На улицах Краснотурьинска 2 сентября прошло сразу два митинга. Один организовал профсоюз завода, в целом лояльный компании. Профсоюзы требуют от энергетиков снова снизить тарифы.
На втором митинге городская оппозиция из комитета "За спасение БАЗа" клеймила уже сам "Русал". А на следующий день после митинга активисты комитета - депутаты местной думы и члены городской Общественной палаты, бизнесмены, известный кардиолог, главный редактор городской газеты, несколько сотрудников и ветеранов завода - объявили голодовку.
Голодающие засели в офисном здании в центре города - здесь одну из комнат арендует комитет "За спасение БАЗа". На лестнице дежурят охранник и полицейский. Протестующие остаются здесь круглые сутки. Они коротают время, читая детективы и играя в шахматы. Из продуктов - только вода. "Чаю не предлагаем", - приветствуют комитетчики журналистов.
"Да, мы не работаем на заводе. Но мы жители города и поэтому обеспокоены судьбой завода. Как у нас тут говорят, "завод и город - одна судьба", - объясняет лидер комитета, депутат Ильдус Хакимов.
Их главные требования - письменный отказ "Русала" от закрытия электролизного цеха и план его модернизации. Здесь верят, что обновление оборудования могло бы сделать производство рентабельным.
"Владельцы завода ведут себя как дети, когда те играют в шахматы: надо брать, брать, брать любую фигуру, - рассуждает еще один участник голодовки, ветеран завода, инженер-изобретатель Геннадий Копытов, глядя на шахматную доску, за которой сидят его товарищи по борьбе. - О будущем они не думают. Надо как в шахматах - пожертвовать чем-то, чтобы потом больше получить. Сейчас вложить, а потом заработать".
Добиваться своих целей городские политики намерены радикальными мерами: отправкой пикетов в Екатеринбург и Москву, к офисам "Русала", или перенесением голодовки к воротам самого завода, где к ней массово присоединятся рабочие.
Судьба маленького Ленинграда
Сейчас Краснотурьинск, расположенный в 400 км к северу от Екатеринбурга, вовсе не выглядит захолустьем. Дома построены в основном в 50-е годы, но явно в хорошем состоянии. Ровный асфальт, иномарки на дорогах, чистые тротуары, хорошо одетые люди. Горожане гордятся Краснотурьинском и любят называть его "маленьким Ленинградом": город строили ленинградские архитекторы, и некоторые его здания и планировка действительно напоминают северную столицу.
Настроение у горожан подавленное. В электролизном производстве занято около 1000 человек из 65-тысячного населения города. Но завод - это градообразующее предприятие, на него "завязаны" многочисленные поставщики и вся городская сфера услуг. А ведь есть еще семьи металлургов, в которых работник завода - основной кормилец.
"Мы давно заметили - как на заводе дают зарплату, так и у нас выручка. А если, как бывало в прошлые годы, зарплату там задерживают, так и у нас денег нет, - говорит директор небольшого обувного магазина "Башмачок" Анна Демченко. - Не знаю, как теперь будем выживать. Мой бухгалтер говорит, что в последние месяцы закрылось много ИП".
Переживает не лучшие времена и индустриальный колледж. Как рассказывает зам. директора Людмила Якушева, колледж создавался как учебная база для будущих специалистов завода. В последние пять лет обучение на металлургов в колледже просто прекратилось, а когда-то эта специальность была здесь основной. "Последние несколько лет молодежь не подает заявки на обучение на металлургов - все знают, что происходит на заводе", - рассказывает Якушева.
Молодежь предпочитает из Краснотурьинска уезжать - в Екатеринбург и другие города Свердловской области, в Москву или культовый здесь Петербург.
"Я бы и сам поехал, но никого там не знаю, а у родителей на учебу или съем жилья для меня денег нет ", - говорит студент индустриального колледжа Олег Федосеев.
Он как раз из тех, кто хотел бы учиться на металлурга, потому что эта профессия в городе всегда была престижной и ассоциировалась со стабильностью. Но он учится на электротехника и не уверен, сможет ли после колледжа найти работу в моногороде.
Городская власть не спит
Несмотря на раннее воскресное утро, мэр Краснотурьинска Сергей Верхотуров на работе - ситуация в городе критическая. Областная пресса веселится по поводу того, что мэр даже уснул на совещании у губернатора - а он просто устал.
"Ситуация для нашего города серьезная ", - признает мэр. Тем более, замечает городской глава, производство в Краснотурьинске плотно завязано с соседними городами: где-то добывают бокситы, где-то уголь для местной ТЭЦ, которая поставляет электроэнергию на БАЗ. "Если просто закрыть завод, то будет катастрофа", - предупреждает он.
Он считает, что производство алюминия необходимо сохранить, но признает, что у собственников есть свои резоны. "Ни один капиталист не стал бы закрывать завод, если бы он окупался", - рассуждает мэр Верхотуров.
По его мнению, спасти ситуацию могли бы договоренности завода с Белоярской АЭС, находящейся на юге области. С этим должна помочь областная власть - тогда электричество обходилось бы БАЗу в два раза дешевле, чем сейчас. А это как раз тот порог, при котором производство алюминия вновь будет рентабельным. Тогда "Русал" смог бы запустить программу его модернизации. Впрочем, и тут не все так просто - сейчас дешевую "атомную" энергию с удовольствием разбирают потребители юга области и лишней энергии для севера попросту нет.
В любом случае, убеждает мэр, городские власти сейчас делают все для того, чтобы рабочие не остались на улице. Например, строится новый торговый центр, где будет 200 новых рабочих мест.
Сергей Верхотуров говорит, что опасения горожан "уже услышаны и в Екатеринбурге, и в Москве", и голодать с целью привлечь внимание к проблемам завода "нет никакого смысла, если, конечно, цели голодающих именно в этом". "Думаю, через две недели будет какое-то решение, эти сроки нам называют в областном правительстве", - успокаивает он.
По предложению журналистов РИА Новости мэр едет в штаб голодающих - один, без охраны. Он пытается убедить голодающих "перестать сходить с ума и рисковать жизнью" и разойтись. Протестующие, впрочем, его не слушают, переговоры быстро превращаются в шумный базар. Вечером того же дня одному из голодающих, инженеру Геннадию Копытову, становится плохо и его увозит скорая. Он прекращает голодовку, но вместо него к протесту присоединяются двое работников завода.
Война пресс-релизов
В "Русале" заявляют, что не собираются никого выгонять на улицу. А в действиях голодающих видят исключительно политический пиар - лидера комитета "За спасение БАЗа" Ильдуса Хакимова подозревают в планах в марте будущего года баллотироваться на пост мэра. Да он и сам эти планы не отрицает. Тем более что 15 лет назад он уже делал такую попытку и занял второе место.
Пока переговоры с Хакимовым владельцы завода ведут с помощью ироничных пресс-релизов, обмениваясь заявлениями, как ходами в шахматах.
"На организованном так называемым "Комитетом по спасению БАЗ" митинге не было ни одного сотрудника завода", - пишут представители "Русала".
"Конечно, вы же им запретили под страхом увольнения приходить на наш митинг. Всех пришедших на митинг фотографировали", - парируют забастовщики.
"И на голодовке тоже не присутствует ни один действующий работник завода", - замечает "Русал".
"Они боятся вылететь с завода без каких-либо компенсаций", - отвечают оппозиционные депутаты.
Впрочем, организаторы акции постепенно привлекли к участию в ней работников БАЗа. Сейчас они рассчитывают, что голодовка или стачка охватит весь электролизный цех.
В комментарии, разосланным областным СМИ по поводу голодовки, "Русал" называет ее "якобы начатой". "Члены комитета, похоже, голодают только дома после 18.00 у плотно закрытого холодильника. Что, как говорят диетологи, полезно".
Время подвигов прошло
Что касается заявлений по существу, то на "Русале" уверяют, что никаких сокращений не будет. Кого-то переведут в глиноземный цех, который продолжит свою работу и даже нарастит мощности - в ближайшие годы компания собирается инвестировать в него 200 миллионов рублей. Кому-то предложат переехать в Красноярский край на строящийся Богучанский алюминиевый завод.
"Это совершенно новые разработки в производстве алюминия. В цехах светло и просторно. Это не будет тяжелый труд, как сейчас", - расписал в интервью корреспонденту РИА Новости прелести будущего завода представитель "Русала" по связям с общественностью в Уральском федеральном округе Роман Лукичев. Зарплату на новом месте обещают сделать "на 25-30%% выше, чем сейчас". Компания даже обещает возместить расходы на переезд.
Рабочие скептически относятся к этим обещаниям: по их данным, в глиноземном цеху появится не больше 100 новых рабочих мест. При этом платят там традиционно меньше, чем в электролизном. А если учесть, что электролизерам придется переучиваться, получается, они потеряют свои разряды. Вместо нынешних 40 тысяч рублей, уверены рабочие, они будут получать 10-15. Для мужчин с семьями это копейки.
Ну, а ехать, как тут говорят, "в сибирскую ссылку" тут не хотят. "Я видел фотографии в интернете - в Богучанах сейчас чистое поле, - говорит Сергей. - Там ни магазинов, ни школ. Куда мы поедем? Какая-то инфраструктура появится только лет через 10".
Когда-то отцы и деды нынешних металлургов БАЗа приехали на Урал буквально на пустое место - завод запускался в суровые годы войны. Внуки же осваивать алюминиевую целину ехать не хотят. Они считают, что имеют право на нормальную жизнь уже сейчас.