МОСКВА, 12 сен - РИА Новости. В Русской православной церкви, Центральном духовном управлении мусульман (ЦДУМ) и Федерации еврейских общин России (ФЕОР) с сомнением отнеслись к инициативе экс-кандидата в президенты РФ, лидера партии "Гражданская платформа" Михаила Прохорова создать Религиозный кодекс России, который бы регламентировал взаимоотношения различных конфессий, государства и общества.
В своей статье в газете "Коммерсант" в среду Прохоров написал, что наблюдает нарастающие противоречия и разделение общества на религиозной почве, в том числе обвинения и оскорбления, жертвой которых в основном становится Русская православная церковь. Одна из причин - в том, что многие политики "заигрывают с церковью", вовлекая религию в политическую сферу и тем самым ставя церковь под удар, считает Прохоров. В этих условиях, уверен он, России необходим светский консенсус. Каким должен быть этот кодекс, политик не уточнил, предложив создать его проект через краудсорсинг и публичное обсуждение на базе "Гражданской платформы". Позже юристы превратят концепцию в полноценный документ, а партия сформирует гражданскую коалицию, способную добиться принятия этого документа Федеральным собранием, добавил он.
Вопрос требует обсуждения
"Чтобы говорить о том, есть в этом необходимость или нет, нужно посмотреть конкретные предложения юридического характера - что именно предлагает господин Прохоров в этой связи... Пока идея очень невнятная. Уже существуют в законодательной базе определенные документы, которые регламентируют отношения церкви и государства. Нужно ли что-то еще - это надо обсуждать тогда, в том числе, и с привлечением религиозных организаций", - сказал РИА Новости замглавы отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Георгий Рощин.
В свою очередь глава Синодального отдела РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин заявил РИА Новости, что был бы "рад содержательной дискуссии по многим пунктам, которые он (Прохоров) предлагает", однако отметил, что на целый ряд поставленных политиком и бизнесменом вопросов Церковь давно дала ответ.
Священник отметил, что согласно Основам социальной концепции РПЦ, принцип светскости государства не должен пониматься как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей.
"Для верующего человека естественно стремиться устроить общество по законам Божьего царства, которые отличаются от идеалов, исповедуемых господином Прохоровым. Для верующего человека естественно стремиться оказывать нравственное и духовное влияние на общественные процессы - образование, культуру, экономику, формулирование общественных правил и так далее. Какой-либо светский документ никогда не будет для верующего человека более авторитетен, чем нормы его веры", - сказал РИА Новости представитель РПЦ.
Чаплин надеется, что в процессе диалога, который нужно вести без всяких предварительных условий, общество придет к пониманию того, что в нем существуют разные мировоззренческие группы, которые живут по разным правилам, имеют разные представления об идеальном общественном устройстве.
"Несмотря на это нам нужно научиться жить вместе, приняв друг друга такими, какие мы есть", - подытожил священник.
Законы уже есть
Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода со своей стороны заявил РИА Новости, что инициатива Прохорова ему кажется "несколько странной".
"Я не вижу в создании Религиозного кодекса, как это называется в его терминологии, никакой логики, никакого смысла, потому что вся законодательная база РФ достаточно подробно прописана. В первую очередь, вопросы религии и Церкви как института религии являются отделенной от государства сферой, так как официально Российская Федерация - светское государство, а во вторую очередь, это вопросы духовные, нравственные, которые очень сложно и, наверное, неправильно фиксировать как-то юридически в каких-то кодексах", - сказал Борода.
Как полагает президент ФЕОР, причиной для анализа Прохоровым этой ситуации послужил определенный накал страстей в интернете.
"Вопросы взаимодействия религии и государства, которые вызывают споры, обусловлены, прежде всего, незнанием и непониманием ответственности религии за прихожан и непониманием того, что развитие общества невозможно без взаимодействия с религией, например, через приобщение людей к морально-духовным ценностям, изложенным в религиозных постулатах. Для того чтобы понимать это, нужно быть человеком, знакомым с основополагающими, базовыми религиозными текстами", - сказал Борода.
Бережный подход
Первый зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), муфтий Москвы Альбир Крганов в свою очередь отметил, что к религиозной тематике нужно подходить очень бережно и осторожно.
"Я считаю, что надо максимально постараться, чтобы не вовлекать религиозные организации в политику, чтобы разные круги потом не использовали бы это в своих целях", - сказал Крганов РИА Новости.
Вместе с тем муфтий не исключил возможность появления в России Религиозного кодекса или другого подобного документа, но только "при условии, если эксперты со стороны религиозных организаций, власти и гражданского общества смогут создать некий общий продукт без какой-то политической ангажированности, чтобы все это шло именно на пользу граждан нашей страны".