МОСКВА, 10 сен - РИА Новости. Родители, столкнувшиеся с диагнозом аутизм у своего ребенка, часто не могут самостоятельно справиться с негативными переживаниями и оказываются в информационном вакууме. Израильские эксперты уверяют, что время, потраченное на депрессию, можно гораздо эффективней использовать для того, чтобы начать действовать целенаправленно и максимально улучшить положение ребенка.
В Российском агентстве международной информации РИА Новости в понедельник прошел информационный марафон для родителей детей с особенностями развития, организованный при поддержке израильской группы "Суламот" в рамках спецпроекта РИА Новости "Диагноз, которого нет". В ходе инфомарафона обсуждались эффективные методы, позволяющие людям с проблемами развития и обучения максимально реализовать свой потенциал.
От апатии к действиям
Как рассказали эксперты в ходе марафона, многие родители, чьим детям поставили диагноз аутизм, поначалу отвергают его и не верят в то, что с ними могло это произойти. Затем родители впадают в депрессию, не понимая причин случившегося и обвиняя во всем себя.
"В первую очередь, родителям нужно помнить, что аутизм ребенка - это не их вина. Аутистом ребенок не может стать, это с психологией не имеет ничего общего, это проблема развития головного мозга. Ни мать, ни отец не могут сделать ребенка аутистом, заставляя его вести себя так или иначе. Но в их силах начать коррекцию аутизма в самом раннем возрасте", - сказал эксперт.
Он также отметил, что сейчас в мире рождается намного больше детей-аутистов, чем раньше. "Но это не значит, что мы их как-то неправильно воспитываем или растим. Это значит, что что-то в окружающей среде привело к этому. Конечно, есть определенные экологические и генетические причины, но нам они пока неизвестны. Что-то сейчас происходит в мире, и никто не знает, что нужно в этом винить", - добавил он.
Основатель группы корреции "Суламот" и мама ребенка с аутизмом Марина Слепян также порекомендовала родителям как можно быстрее выходить из состояния апатии и переходить к активным действиям, в частности, к изучению специальной литературы. "Первое время родители, скорей всего, будут сталкиваться с различными шарлатанами, которые предложат быстро излечить аутизм за большие деньги. Чтобы не поддаваться на это, не испытывать на ребенке совершенно невероятные методики, нужно самостоятельно изучать вопрос и искать компетентных специалистов", - сказала она.
Эксперт предостерегла о том, что сайты и родительские форумы в интернете могут быть полезными источниками информации, но при этом нужно помнить, что на них публикуется много непроверенных данных. "На форумах можно обменяться опытом, как позитивным, так и негативным. Но надо не забывать - то, что подошло одному ребенку, может не подойти другому", - добавила Слепян.
В мнении о том, что не существует одного, единственно верного, способа помочь аутисту сходятся все специалисты. Существует много разных методик по коррекции аутизма, все они работают в комплексе. Об одной из самых распространенных методик, АВА-терапии, подробно рассказал в ходе марафона специалист по прикладному анализу поведения Михаэль Бен Цви.
Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний у ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.
"Мы занимаемся с ребенком, активно привлекая его внимание, объясняя непонятные вещи картинками и поощряя за успехи. Каждый дальнейший шаг в работе зависит от того, как меняется его поведение. Специалисты для занятий приходят домой к семье, но родители и сами должны активно участвовать в программе. Они очень многому могут обучить детей по принципам АВА-терапии", - рассказал эксперт.
По его словам, начинать интенсивное поведенческое вмешательство нужно в самом раннем возрасте, чтобы добиться наибольших результатов. Бен Цви рассказал, что занимается с полуторагодовалыми детьми, у которых еще не подтвержден диагноз, но их родители не хотят терять времени. "Если возникает хотя бы подозрение, что у ребенка аутизм, надо начинать работать, чтобы не упустить момент. Поверьте, чем раньше начинаешь, тем лучше результат", - сказал эксперт.
Он отметил, что на диагностику и подтверждение диагноза требуется время. В связи с этим эксперт призвал врачей рекомендовать родителям приступать к специальным занятиям с детьми уже при первых проявлениях симптомов. "Врачи не должны сомневаться, когда они ставят диагноз. Они должны сразу сказать родителям, чтобы те не ждали, пока появятся точные подтверждения того, что ребенок аутист", - добавил Бен Цви.
Особенная самостоятельность
Как рассказал специалист, результаты коррекционных занятий зависят от многих факторов и заранее прогнозировать ничего нельзя. Не все дети с расстройством аутистического спектра смогут вести самостоятельную жизнь, многие из них и во взрослом возрасте будут постоянно нуждаться в заботе. Но, по словам экспертов, это не значит, что они, к примеру, не смогут найти работу.
Создатель курсов для высокофункциональных аутистов с последующим их трудоустройством в IТ-компаниях Эстер Цабар рассказала, насколько могут быть успешны в карьере люди с особенностями развития. Она объяснила принцип подготовки специалистов, которые в дальнейшем занимают тестированием различных программ и техники.
"На первом этапе нашей программы мы рассматриваем заявки и, к сожалению, не всех можем принять, потому что требования в сфере hi-tech очень высокие. Кандидат должен быть хорошим специалистом и превосходно знать английский язык. После отбора мы реализуем трехмесячный план обучения тому, как можно проводить тестирования на примере различных программных продуктов. Кроме этого мы обучаем социальным, коммуникативным навыкам", - рассказала эксперт.
После обучения выпускники курсов поступали на работу в ведущие мировые компании в технологической сфере. У них могут возникать проблемы в общении с коллегами или же они оказываются неспособными работать в больших комнатах, но, по словам Цабар, это решается благодаря грамотному диалогу между руководством и новым сотрудником.