Рейтинг@Mail.ru
Послесловие к российскому председательству в АТЭС будет длинным - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Послесловие к российскому председательству в АТЭС будет длинным

Читать ria.ru в
В минувшее воскресенье завершился не только саммит АТЭС, а еще и годовое российское председательство в АТЭС, которое оказалось рекордным. Главный рекорд – в количестве и качестве идей, инициатив, которые появились в повестке дня интеграционной механики АТЭС.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Эйфория российских организаторов саммита чувствовалась буквально во всех итоговых акциях "недели лидеров" АТЭС, завершившейся в воскресенье во Владивостоке. Основания тому есть. Завершился не только саммит, а серия предшествовавших ему там же, во Владивостоке, встреч руководителей разного уровня 21 экономики Тихоокеанского региона. И еще завершилось годовое российское председательство в АТЭС, которое оказалось рекордным. Главный рекорд – в количестве и качестве идей, инициатив, которые появились в повестке дня интеграционной механики АТЭС.

Никто не требовал жертв

Председатели в АТЭС бывали разные, потому что речь об очень разных экономиках, с разными интересами. Вспоминается председательство Перу в 2008-м году, или Брунея в 2000-м. Интерес перуанцев был привязан к проблемам коренного населения этой страны (индейских племен) и к тому, какие торговые акции тихоокеанских партнеров активизируют производство традиционных для индейцев продуктов. Но никто не считал слабым перуанское председательство (или брунейское, с его инициативами в области туризма). У всех свои интересы и свой подход к этой почетной переходящей нагрузке. Что хотят, то и делают главной темой: традиция.

Саммит АТЭС во Владивостоке: денег много, влияния мало. Читать на сайте InoСМИ >>

Но нет в АТЭС такой традиции, чтобы обязательно соглашаться со всей конкретикой, которую предложит председатель. 20 прочих экономик имеют все возможности вежливо не поддержать какие угодно инициативы, что не раз случалось. И надо было знать, как работает сложная механика встреч, семинаров, заседаний, чтобы обеспечить успех российских предложений.

В наших СМИ иной раз можно было найти отголоски недовольства лоббистских групп, пытавшихся продвинуть свои проекты сразу на саммит. Немало таких идей отсекалось организаторами с самого начала. Хотя бы потому, что они уже звучали на разных форумах АТЭС, раз за разом, но отклика не встречали. А раз так, то надо было приспособить свой энтузиазм к реальностям АТЭС.

По неформальным оценкам источников, причастных к выработке идеологии российского председательства, удачно проведенных инициатив оказалось до полусотни. Цифра неточная потому, что многие в процессе трансформировались, обросли соавторами. Но все это весьма конкретные вещи.

Например, известность получила история со списком экологических товаров, вокруг которых внутри АТЭС несколько лет шла борьба (в основном между США и Китаем). Сначала таких набиралось штук 20, потом – уже во Владивостоке – список был расширен до 54. Товары эти будут продаваться по всему региону почти беспошлинно (пошлины в отдельных случаях упадут с 30% до 5%). Это, по словам российского министра экономики Андрея Белоусова – измерительные приборы для контроля качества воды и воздуха, специальные системы мониторинга и контроля состояния окружающей среды, печи и другие виды оборудования для сжигания мусора, ветрогенераторы. Все очень в духе одной из идей российского председательства, насчет инновационного развития. И это только одна из подобных инициатив.

Одна из имиджевых проблем АТЭС – в том, что конечный потребитель, то есть люди, чаще всего понятия не имеют, что выросшие доходы их предприятия от разработки, продажи или производства таких приборов имеют отношение к АТЭС. Процесс снижения пошлин в данном случае завершится в 2015 году. Так что в этом и других случаях послесловие к российскому председательству будет длинным.

Что же касается "продукции" любых итоговых форумов, то это всегда декларации – словесные обобщения работы, которая велась год, и напутствия следующему председателю (в данном случае – Индонезии). А декларации, даже перечисляющие много конкретных вещей – это сложно. В случае с АТЭС это уже много лет как длинный подробный документ, принимаемый 21 "парой министров" – экономики и иностранных дел от каждого участника, и короткий – лидерами: президентами и премьерами. Второй документ – примерно о том же, с небольшими вариациями. И это, конечно, руководство к действию для бюрократии, но никак не объяснение для широкой публики о том, почему АТЭС так работает уже который год.

Но вернемся к тому, что произошло во Владивостоке, в том числе к обсуждаемым публикой расходам, которые Россия здесь несла.

"Причем здесь подготовка к АТЭС?" – заметил по этому поводу на итоговой пресс-конференции хозяин встречи, российский президент Владимир Путин.

Путин рассказал о «Газпроме» и журавлях. Читать на сайте InoСМИ >>

АТЭС – не тот механизм, чтобы требовать финансовых жертв от председателя. Нетрудно было заметить, что большую часть из множества международных встреч, проходивших под российским лидерством в течение года, провели вовсе не во Владивостоке. Рискну высказать странную идею: в виде исключения могли бы и итоговые мероприятия года провести не во Владивостоке, а, например, в Санкт-Петербурге. Но все же в итоге был Владивосток, сильно по такому поводу изменившийся к лучшему.

Стратегия на вырост

"Саммит на вырост" – удачное объяснение того, какие цели ставило российское председательство в АТЭС задолго до начала такового. Положение России в АТЭС с самого ее приема туда в 1998 году было специфическим. На географической карте Россия, бесспорно, великая тихоокеанская держава. Но АТЭС – штука конкретная и чисто экономическая. И с точки зрения прочих 20 участников этой механики Россия была (и пока остается) весьма периферийным партнером, с учетом ее роли именно в тихоокеанской экономике.

Главная проблема в том, что население российского Дальнего Востока – 6,3 миллиона человек. Это как один не самый большой китайский город. Включая проблемы внутреннего рынка сбыта.

Всеобъемлющие планы развития региона, лет этак на 20 вперед, начали составлять еще в 80-х годах. У всех таких планов была одна проблема – их изолированность от соседей, чисто теоретическое представление о том, каким партнерам и зачем нужна экономика региона.

Про то же, как были в АТЭС встречены первоначальные попытки объяснить всем, что Россия – это "мост между Европой и Азией" и т.д., выше уже сказано. Геополитика – это хорошо, а где конкретика?

Поэтому нынешнее российское председательство стало удачной попыткой разбить грандиозные идеи на мелкие компоненты и включить их в конкретные планы прочих правительств АТЭС. А заодно показать всем гостям Владивостока, что движение в нужную сторону Россия уже начала: новый аэропорт, топливно-заправочная база.

Это известный опыт, так начинался экономический бум на многих тихоокеанских территориях – Сингапура, Малайзии, Китая и других: шаг за шагом. Рискованно (вдруг ситуация изменится?), но по-другому никак. Нового грандиозного плана на десятилетия вперед тут нет и не надо.

Так что грандиозная стройка во Владивостоке – она, строго говоря, вообще не имела отношения к АТЭС. Это – для нас. Но если все получится, будет иметь. Вот университетский город на острове Русский: он масштабом явно превосходит потребности российского Дальнего Востока. Но за год российского председательства в АТЭС в программы стран региона была продвинута идея единой региональной системы образования: к примеру, два года обучения на острове Русский, год в Канаде, два в Сингапуре – и диплом, признаваемый везде.

Благодаря принятым в этом году документам АТЭС во Владивостоке, возможно, будут теперь работать преподаватели из стран региона, учиться студенты оттуда, и наоборот. И тогда становится понятно, для чего строили фактически новый город и мост к нему.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала