Марина Селина, РИА Новости.
На фоне нестабильности в мировой экономике психиатры все больше обеспокоены проблемой суицидов, совершаемых на фоне личных финансовых катастроф. 10 сентября - международный день предотвращений суицидов, проводящийся по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Грозит ли миру и, в том числе, России, волна экономических суицидов? Эксперты не исключают такой опасности, но все зависит от масштабов финансового кризиса, а с точки зрения каждого человека, - от восприятия случившихся проблем.
Неотвратимая спираль
Высокая смертность по причине суицидов - уже давно большая проблема для всего мира. По статистике ВОЗ, каждые 40 секунд на планете кто-нибудь умирает по собственной воле. Ежегодно в результате суицида уходит из жизни 900 000 человек.
Россия в последние 20 лет уверенно держится в лидерах по количеству законченных суицидов, сохраняя средний показатель смертности в результате самоубийств выше предельно-критического значения, установленного ВОЗ (20 случаев на 100 тыс. населения).
Эксперты, правда, отмечают, что с начала 2000-х в России наметился положительный тренд в сторону снижения количества суицидов. Так в 2010 году на 100 тысяч российского населения пришлось 23,3 суицида, в 2011 - 21,4.
Но кривая суицидальной активности может легко развернуться, предупреждают эксперты. Финансовая нестабильность в мире, которая, по мнению экономистов, рано или поздно коснется и россиян, может спровоцировать пики суицидальной активности. Европа с такой проблемой уже столкнулась, если судить по настроениям местных СМИ, которые периодически сообщают о трагических историях людей, не справившихся с личным финансовым крахом.
Россияне, по мнению экспертов, вряд ли психологически защищены от подобных ситуаций, несмотря на то, что российское население неоднократно переживало разного рода финансовые кризисы. Как отмечает в своей статье "Что мы знаем о суициде" известный суицидолог Владимир Войцех, после августовского дефолта 1998 года уже в октябре в Москве число самоубийц, особенно среди молодежи, увеличилось почти в 3 раза по сравнению с октябрем предыдущего года.
Кризис 2008-2009 года не повлиял кардинально на статистику суицидов в России. Но эксперты отмечают, что финансовые катастрофы не проходят бесследно для психики граждан, особенно для тех, кто привык к росту доходов и стабильности.
"Резкое изменение социального статуса и доходов служит известным фактором риска суицидов", - замечает заведующий отделом суицидологии Московского НИИ психиатрии Министерства здравоохранения Евгений Любов.
Вездесущие кредиты
Сложно прогнозировать, как россияне психологически переживут грядущий кризис, поскольку его размах непредсказуем. Но можно с уверенностью говорить, что россияне в настоящее время в большей степени обременены долгами, чем в 2008 году, отмечает начальник управления кредитного портфеля Банка Москвы Станислав Боженко.
"В целом тренд по платежеспособности населения с 2009-10 годов шел вверх. Безработица снижалась, была достаточно умеренная инфляция, люди были готовы брать кредиты, несмотря на недавний финансовый кризис. И этому способствовала общая экономическая ситуация, стабильные цены на нефть", - говорит эксперт, замечая, что банки в последние годы, несмотря на пересмотр кредитной политики в сторону ужесточения, достаточно агрессивно наращивали свои кредитные портфели.
Так, с августа 2008 по август 2012 года объем кредитования физических лиц, например, в Сбербанке вырос более чем на 90%, в ВТБ 24 - на 187 %, в Росбанке - на 71%, отмечает эксперт. "И если экономический спад будет очень сильным, здесь ничего не поможет, многие заемщики могут потерять свою платежеспособность", - предупреждает эксперт.
Кризис в голове
Психологи утверждают, что, какими бы сложными не были финансовые проблемы сами по себе, они не являются настоящей причиной для суицида, а служат лишь поводом на фоне депрессивных расстройств и других сопутствующих комплексных проблем.
На суицид же людей толкает непереносимое душевное страдание, единственным выходом из которого становится лишение себя сознания, считает доцент кафедры общей и экспериментальной психологии НИУ ВШЭ Юлия Овчинникова.
"Человек хочет не смерти, а прекращения боли", - говорит она. Тем не менее, не каждый, столкнувшись с проблемами, доходит до суицидальной границы. "Риск суицида наступает в том случае, когда жизненный катаклизм касается особой, уязвимой личности, для которой психосоциальный дистресс подходит, как ключ к замку", - говорит Евгений Любов.
Кто находится в группе риска с социальной точки зрения?
Прежде всего, это люди, чьи доходы в последнее время росли быстрее уровня их квалификации, считает психотерапевт Константин Ольховой.
"Не секрет, что у нас в последние годы появилась такая группа людей. При этом они были подвержены идеям общественного мнения, рекламы. И чаще покупали вещи, которые им не по карману. Потеряв работу и привычный доход, они могут оказаться в глубоком психологическом кризисе, воспринимая сложившуюся ситуацию, как нищету, потерю статуса, имиджа", - говорит эксперт.
По его словам, в такой ситуации очень важно произвести переоценку системы потребления, пересмотреть свое отношение к потреблению. "Это нездоровая ситуация, когда, например, человек, зарабатывающий 40 тысяч рублей в месяц, покупал в кредит машину за полтора миллиона рублей", - говорит он, замечая, что с точки зрения адекватного подхода автомобиль должен стоит не более полугодовой зарплаты.
Кроме белых воротничков, дорожащих своим имиджем и статусом, в группе риска, по словам Ольхового, - бизнесмены. "Работа бизнесмена, крупного руководителя сопряжена с большими психологическими нагрузками, и эти люди чаще подвержены эмоциональному выгоранию", - говорит психотерапевт, замечая, что кризисная финансовая ситуация для такого человека может стать последней соломинкой, ломающей спину верблюду.
А вот что касается наименее обеспеченных слоев населения, то они в наименьшей степени подвержены психическим расстройствам на фоне кризиса. Они чаще всего не берут кредиты, замечает Евгений Любов. "И такие люди привыкли рассчитывать в основном на себя и выживать, исходя из того, что они имеют", - говорит Ольховой.
Все обратимо, кроме смерти, или Выход есть
Как предотвратить суицид или суицидальное поведение на фоне финансовых проблем?
Эксперты замечает, что здесь нет никаких специальных методов. "Надо помнить, что суицид в 90 случаях из 100 - это следствие депрессии, если речь идет о взрослых людях", - говорит Константин Ольховой. Соответственно, бороться надо с депрессией.
Если проблема представляется нерешаемой, надо помнить, что обратима любая ситуация, кроме смерти, замечает Ольховой, призывая людей, помышляющих о самоубийстве, думать о своих родных, о том, что будет с ними.
"Те, кому сейчас 40 и больше, прекрасно помнят прошлые кризисы, когда люди падали и поднимались и выживали в любой ситуации", - говорит эксперт, замечая, что далеко не все впадают в кризис в депрессивное состояние, воспринимая его как вызов.
"Это этап, который надо пройти и выйти из него, а будет выход вверх или вниз, зависит, в первую очередь, от человека", - замечает эксперт.
Кроме того, психологи замечают, что стоит помнить о том, насколько важно ставить для себя реальные планки. "Победитель от неудачника отличается не своими реальными достижениями, а тем, берет ли он планку, которую ставит сам себе, или нет. А ощущение себя неудачником в своей голове - основа для депрессивного или суицидального поведения", - говорит эксперт.
Большую помощь в борьбе с суицидальным поведением играют близкие, семья, замечает Евгений Любов. "Как при любом ином неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, нужно быть вместе, это делает сильнее. Здоровая семья выходит из испытания крепче за счет любви и терпимости", - говорит Любов, но предупреждает, что надо быть внимательнее и не допускать типовых ошибок.
"Например, нельзя говорить: "Другим еще хуже". Подумывающий о самоубийстве погружен в свою беду, чужая ему малоинтересна". Тем не менее, эксперт предупреждает, что даже мимолетные мысли о суициде - признак опасный, тем более - повторяющиеся и неотвязные. В этом случае, необходима профессиональная помощь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции