Рейтинг@Mail.ru
От Аполлона до денди: идеальные мужчины разных эпох - РИА Новости, 07.09.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От Аполлона до денди: идеальные мужчины разных эпох

© Фото : public domainГотфрид Кнеллер. Эвелин Пьерпонт (герцог Кингстон-апон-Халл), Чарльз Бойл (граф Бёрлингтон) и Джон Беркли (барон Беркли-Стрэттон).XVII век
Готфрид Кнеллер. Эвелин Пьерпонт (герцог Кингстон-апон-Халл), Чарльз Бойл (граф Бёрлингтон) и Джон Беркли (барон Беркли-Стрэттон).XVII век
Читать ria.ru в
Во всемирный день красоты принято вспоминать легенды о красавицах прошлого, удивляться странным вкусам "диких" племен, ценящих длинные шеи и длинные уши или возмущаться "канонам красоты", навязываемыми женщинам индустрией моды. А как же сильная половина человечества?

Во всемирный день красоты принято вспоминать легенды о красавицах прошлого, удивляться странным вкусам "диких" племен, ценивших длинные шеи и мочки ушей, или возмущаться "канонам красоты", которые навязывает индустрия моды. А как же сильная половина человечества? В настоящих мужчинах мы не всегда ценим внешность, но, не будем лукавить, и у сильной половины человечества есть свои каноны красоты. И каноны эти в веках претерпели ряд изменений.

Аполлон

Имя Аполлона, златокудрого сына Зевса, в наши времена стало нарицательным для любого красавца-мужчины. Культ красоты тела, господствовавший в древней Элладе, во многом определил каноны красоты и в последующие века. Сила, ловкость, красота. Античные представления о красоте хранят уцелевшие до наших дней скульптуры: правильные, крупные черты лица, большие выразительные глаза и прямой нос. Не маловажное значение имел и рост. Так, Аристотель писал: "В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными".

© Public Domain
Леохар. Аполлон Бельведерский. Римская копия

Одним из воплощений совершенства был бог Солнца, покровитель искусств и предводитель муз. Наиболее известный скульптурный образ Аполлона создал придворный скульптор Александра Македонского Леохаром в первом веке до нашей эры - это Аполлон Бельведерский. Бронзовый оригинал статуи не сохранился, а его мраморная римская копия сейчас находится в Ватикане в музее Пия Климента. Впрочем, археологические раскопки доказывают, что настоящие древние греки были мало похожи на дошедшие до наших времен статуи.

Гильгамеш

Народы Месопотамии (шумеры и ассирийцы, а позже персы) в мужчине ценили в первую очередь храбрость и физическую мощь. Дошедшие до нас барельефы представляют богов, царей и воинов как могучих мужчин с накаченными мускулами, обладающих несокрушимой силой и способных выйти в одиночку против льва. Если судить по этим изображениям, то жители Междуречья были коренастыми грузными мужчинами с крючковатым носом, уложенной темной курчавой шевелюрой и такой же бородой. При этом отдельные пряди бороды завивали в трубочки и укладывали плотными рядами.

Благородные мужи, а уж тем более правители, носили богатые помпезные одежды и украшения, когда-то поразившие Александра Македонского. Волосы убирали в сетку, скрепляли их на затылке заколкой или связывали цветными лентами, а свою драгоценную бороду часто прятали в особый футляр. Кроме того, у древних персов было принято чернить брови и румяниться, а некоторые мужчины носили накладные бороды и парики.

Самый известный житель Междуречья шумерский царь Гильгамеш, чье имя дошло до нас сквозь века благодаря одному из старейших в мире литературных произведений – "Эпосу о Гильгамеше".

"Он прекрасный, сильный, он мудрый,
Божество он двумя третями, человек лишь одною,
Его тело светло, как звезда большая,
Но не знает он равных в искусстве мученья
Тех людей, что его доверены власти".

"Эпос о Гильгамеше", перевод Николая Гумилева.

Рыцарь

В средневековой Европе идеалом мужчины был рыцарь – прекрасный воин, чья мужественная внешность сочеталась не только с физической силой и храбростью, но и хорошими манерами и галантностью, предписанной кодексом чести. Немаловажной частью идеального мужского образа в тот период становится одежда и, конечно, доспехи – самая важная часть рыцарского костюма. В Средние века мужской костюм начинает все больше укорачиваться, тогда же появляется и "прототип" штанов: шоссы – узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна.

© Public Domain
Неизвестный немецких художник. Портрет рыцаря. Около 1540 года (Аугсбург)

Но главным для рыцаря была красота не физическая, а духовная. Рыцарь - в первую очередь слуга своего сюзерена, защитник слабых, детей и женщин. В эту эпоху возникает культ "прекрасной дамы", оказавший влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.

Средневековый автор Э. Дешан перечислял следующие условия, которые необходимо выполнять тем, кто желает стать рыцарем: "… [рыцарь] должен начать новую жизнь, молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков. Он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности. Воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца; повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них, как совершать деяния великие, по примеру Александра". 

Идеалы рыцарства нашли отражение и в литературных произведениях, таких как "Песнь о Роланде" или "Песнь о Нибелунгах", сказаниях древних германцев или франков, а также в живописных произведениях, в том числе и более позднего периода. Особую любовь к изображению средневековых сюжетов питали прерафаэлиты: так, Джон Рёскин выдвигал в качестве идеала работы мастеров средневековья и Раннего Возрождения. Герои "темных веков", в первую очередь король Артур и рыцари Камелота, появлялись на полотнах Данте Габриэля Россетти, Уильяма Морриса и других. Английский художник Артур Хакер, которого также относят к прерафаэлитам, на одной из своих работ изобразил Парсифаля – героя средневековых эпосов, чье имя толкуют как девиз рыцаря. Старофранцузское Perceval можно перевести как "пронзи долину". Жизнь же рыцаря направлена на познание смысла "земной долины", которую надо пройти, чтобы достичь высот духа.

© Public Domain
Артур Хакер. Парсифаль с чашей Грааля. 1984 год

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения, или как часто говорят "универсальный человек", "эрудит" или "полимат", хорошо образован и интеллектуально развит, его интересы не ограничиваются одной областью, а способности высоки настолько, чтобы овладеть мастерством в разных сферах знаний. Внешняя мужественность и гордая осанка, впрочем, были по-прежнему в чести. Джулиано Медичи, правивший вместе с братом Лоренцо, прозванным Великолепным, Флоренцией в середине XV века, по мнению современников, отличался удивительной красотой. До наших дней дошло несколько изображения Джулиано Медичи, погибшего во время заговора в возрасте 25 лет. Самое известное из них – живописный портрет кисти Сандро Ботичелли, датированный приблизительно 1475 годом, хотя некоторые историки сомневаются в том, что на картине изображен именно он.

© Public Domain
Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1475 год

Эпоха Возрождения в искусстве стала возвращением к идеалам Античности и поиском правильных пропорций в изображении человеческого тела. Каноническим в этом отношении можно считать рисунок Леонардо Да Винчи, к которому более чем подходит термин "человек эпохи Возрождения". Иллюстрация из книги, посвященной трудам Витрувия, изображает фигуру мужчины в двух позициях, а пояснения к рисунку гласят, например, что размах рук человека равен его высоте, а расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица.

Наиболее выдающимся мужским образом той эпохи можно считать мраморную статую Давида работы Микеланджело Буонаротти. Хотя специалисты по анатомии отмечают, что скульптор намеренно исказил некоторые пропорции для достижения художественной выразительности, впечатление, которое производила скульптура на современников Микеланджело и производит на нас сейчас, возводит образ, созданный 26-летним автором, в статус абсолютного культа красоты.

© AFP/Vincenzo Pinto
Микеланджело Буонаротти. Давид. 1501-1504 годы

Галантные кавалеры

Эпоха барокко, название которой переводится как "распущенный", "склонный к излишествам", наложила свой отпечаток и на идеалы красоты, в том числе мужской. Эталоном в то время становится галантный придворный, который должен был непременно уметь танцевать, отлично стрелять, фехтовать, скакать на лошади и быть внимательным кавалером. Начало XVII века эпоха расцвета французской монархии, неудивительно, что воплощением новых идеалов стал французский монарх Людовик XIV де Бурбон, более известный как "король-солнце".

© Public domain
Шарль Лебрен. Портрет Людовика XIV ("Короля-солнца"). 1661 год

Придворные того времени во всем старались подражать сюзерену, а французская мода, в том числе и в одежде, распространилась по всей Европе. Рыцарские доспехи средневековых придворных сменились кружевами, причем не только в нарядах благородных дам, но и кавалеров, которые украшали ими воротники, рукава, фалды камзолов и даже отвороты сапог. Цветные шелковые чулки, яркие подвязки, широкополая фетровая шляпа, украшенная страусовыми перьями... Носили их и гражданские, и военные, и мушкетеры короля, и гвардейцы кардинала.

Но шляпа была не просто головным убором, но своеобразным инструментом, с помощью которого придворный мужчина выражал тончайшие оттенки своего отношения к тем или иным особам. Каким образом человек снимал шляпу, как держал ее в руке, каким жестом сопровождал поклон, насколько низко она опускалась - все принималось во внимание окружающими. Умение "владеть шляпой" говорило о степени воспитанности мужчины.

© Public domain
Антонис ван Дейк. Портрет лорда Джона Стюарта и его брата лорда Бернарда Стюарта

В моде были длинные волосы, и часто голову придворного покрывала не только шляпа, но и объемный завитый парик (отдаленно напоминавший "накладные шевелюры" древних персов, речь о которых шла выше).  Впрочем, и без париков прически представителей дворянства поражали своим разнообразием. Одной из самых популярных была прическа "а-ля Каденетт", названная в честь герцога Каденетта (Cadenet, но это слово cadenette означает еще и "косичка") впервые продемонстрировавшего ее публике. Представляла она собой одну или две пряди – "любовные" локоны - или косы, перехваченные лентой и непременно того цвета, который любила дама сердца. Если в предыдущие века растительность на лице определялась не модой, а гигиеническими или религиозными соображениями, то во времена барокко мужчины впервые начинают не просто отращивать усы или бороду, а отращивать их по правилам. Самой модной бородкой этого времени считается "муш" - маленький пучок волос под нижней губой. Затем, подражая Людовику XIV, французские придворные начали носить  и усики "шевалье" с завитыми концами. Ухоженные усики и бородки считались символом аристократизма.

© Public domain
Питер Пауль Рубенс. Портрет герцога Бекингема. 1625 год

В XVIII веке, когда в моду вошла седина и следствием этого стали напудренные парики с уложенными буклями и косичками, без такого ни один приличный дворянин не смел появиться в обществе.

© Public domain
Александр Рослин. Портрет графа Александра Кирилловича Разумовского. 1776 год

Бравый военный

Начало XIX века, время наполеоновских войн, охвативших Европу. Умы же барышень того времени были захвачены теми, кто ведет эти войны.

© Public domain
Франц Ксавье Винтерхальтер. Портрет Эдуарда Андре. 1857 год

Военная карьера часто была единственной возможностью для обедневших дворян подняться по социальной лестнице. Офицеры кружили головы сестрам Беннет в романе Джейн Остин "Гордость и предубеждение" (уж она-то знала все чаянья девушек своего времени), а русский гусар со времен императора Александра I  стал и вовсе образом идеализировано-комическим. Эпоха романтизма тоже наложила свой отпечаток, гусары в глазах барышень того времени – это те же рыцари, храбрые герои с нежными сердцами, которые писали стихи в альбомы девушек "перед тем как отправиться на войну".

Так, например, писатель Александр Грибоедов в молодости записался в гусарский полк на всеобщей волне патриотизма и юношеского увлечения внешней стороной военной жизни. Образ "вояки-ловеласа" нашел отражение в литературе и искусстве - таковы, например, Анатоль Курагин, с которым бежала Наташа Ростова, или соблазнитель мистер Уикхем из романа Остин. Виной подобной славы стали то ли яркие мундиры, притягивавшие девушек, то ли горячий нрав их обладателей.

Превыше всего для героя были достоинство и честь. И хотя в это время "дуэльная лихорадка" XVIII века начала спадать, а власти вводили запреты на поединки, в глазах общества настоящий мужчина по-прежнему должен был смывать оскорбление кровью.

Правила и этикет русской дуэли >>

Денди

Своеобразным противовесом военным стали английские денди, чей стиль позже переняли в Европе и России. Родоначальником этого стиля принято считать Джорджа ("Бо") Браммела.

Именно он ввел моду на черный мужской костюм с галстуком, от которого произошел современный вариант классического мужского костюма. Браммел предложил новый стиль стиль своему другу принцу-регенту, будущему королю Георгу IV, и подражая монарху английские джентльмены забросили на антресоли напудренные парики и "мушки".

Впрочем, полноватый принц Уэльский не мог сравниться с другом Браммела, которого за глаза называли "премьер-министром элегантности". А сам он вывел следующую аксиому, которой следуют и современные денди: "Хочешь быть хорошо одетым - не надо носить то, что бросается в глаза".

Быть денди не значит просто хорошо одеваться. Изысканный костюм дополняли и определенные правила поведения: так, герой романа Стендаля "Красное и черное" Жюльен Сорель выводит главные правила настоящего денди – "невозмутимое равнодушие и оригинальность во всем": "… Жюльен теперь был настоящий денди и вполне овладел искусством  жить в Париже. Он держался с мадмуазель де Ла-Моль с изысканной  холодностью…"

"Как денди лондонский одет" писал Пушкин о Евгении Онегине. Русские денди того времени черпали вдохновение в другом денди – Лорде Байроне. Последний же в свою очередь выделял среди современников всего троих великих людей: Наполеона, Браммела и самого себя.

© Public domain
Томас Филлипс. Лорд Байрон в албанском костюме. 1835 год

***

Двадцатый век не сильно изменил идеал мужчины, в котором, кажется, смешались: красота и стройность от древних греков, сила и мощь от персов и ассирийцев, рыцарство от средневековых героев, интеллект и эрудированность эпохи Возрождения, галантность придворных кавалеров, веселый нрав гусаров и изысканность денди.

 

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала