МОСКВА, 8 сен - РИА Новости. Страны ООН в субботу отмечают Международный день грамотности (International Literacy Day)
Ниже приводится справочная информация.
Ежегодный Международный день грамотности отмечается ЮНЕСКО с 1966 года по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября - день торжественного открытия этой конференции.
Грамотность - определённая степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Это один из базовых показателей социально-культурного развития населения.
Конкретное содержание понятия грамотности менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию человека - от элементарных умений читать, писать, считать и т. п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (функциональная грамотность).
"Грамотность как свобода" (Literacy as Freedom) - так определили смысл этого понятия в ЮНЕСКО. В организации считают, что грамотность - это комплексный и динамичный процесс образования и общения, путь к свободной коммуникации на разных языках и в разных культурах в современном обществе.
В декабре 2001 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о проведении в 2003-2012 годах Десятилетия грамотности ООН. Основными задачами Десятилетия являются: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования. Девиз десятилетия - "Образование для всех" (Education for All).
ЮНЕСКО выступила с инициативой к 2015 году сократить вдвое число неграмотных среди взрослых.
Программа ЮНЕСКО направлена, в первую очередь, на оказание помощи тем странам, в которых уровень неграмотности выше 50% или число неграмотных людей превышает десять миллионов. В рамках новой инициативы ЮНЕСКО помогает государствам разрабатывать собственные программы в области образования, готовит учебные материалы и разрабатывает методику преподавания, а также осуществляет подготовку учителей.
Несмотря на усилия международного сообщества по ликвидации неграмотности, 781 миллион взрослых остаются неграмотными, две трети из них составляют женщины.
Согласно Всемирному докладу ЮНЕСКО по мониторингу ОДВ ("Образование для всех") за 2011 год, 72% неграмотных взрослых мира проживают в десяти странах, среди которых не только страны с низким уровнем доходов (Индия, Нигерия и Пакистан), но и более богатые страны (Бразилия, Египет, Китай).
Во всем мире в 2008 году насчитывалось 67 миллионов детей, не охваченных школьным образованием. При сохранении нынешних тенденций, по мнению авторов доклада, в 2015 году будет насчитываться 72 миллиона таких детей, что означает увеличение по сравнению с современным уровнем. Более половины детей, не охваченных школьным образованием, живут только в 15 странах. Большинство из этих стран, таких как Бангладеш, Нигер и Эфиопия, являются странами с низким уровнем доходов.
Увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами в показателях охвата высшим образованием из-за огромного различия расходов в этой области. В Северной Америке и Западной Европе коэффициент охвата на этой ступени образования составляет 70% по сравнению с 6% в странах Африки к югу от Сахары.
Как показывают общемировые данные, у женщин гораздо меньше возможностей стать грамотными, чем у мужчин. Только в 19 из 143 стран, по которым имеются данные, уровни грамотности среди женщин выше, чем среди мужчин. В 41 стране вероятность остаться неграмотной у женщины в два раза больше, чем у мужчины.
В России, согласно итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, основное общее и высшее образование имеет 91% населения в возрасте 15 лет и более, почти 60% из них имеют профессиональное образование, в том числе высшее и послевузовское. По сравнению с 2002 годом, в два раза сократилось число неграмотных - с 0,5% в 2002 году до 0,3% в 2010 году.
Международный день грамотности призван активизировать усилия общества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО.
В этот день присуждаются специальные премии ЮНЕСКО, отмечают наиболее эффективные инициативы по борьбе с неграмотностью. Прежде всего, это проекты в странах Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в Арабских Эмиратах и Китае.