Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Россия и Италия создадут новый патрульный самолет двойного назначения. Об этом на гидроавиасалоне в Геленджике сообщил заместитель директора корпорации "Ростехнологии" Дмитрий Шугаев.
Многоцелевая машина предназначена на экспорт. Однако одновременно с этим Минобороны России готовится заказать проектирование морского патрульного самолета для собственных нужд. Эти проекты могут оказаться связаны друг с другом.
Россия с ее протяженными морскими границами (в том числе арктическими) нуждается в значительном количестве строевых самолетов, способных оперировать на этих пространствах. Морская патрульная авиации с 1991 года фактически не получала новых машин, а только сокращалась.
Стране нужны и противолодочные самолеты, и спасатели, и разведчики. Все эти функции можно, при наличии воли и денег, "умять" в одно семейство новых самолетов. Однако поднять такой проект с нуля будет крайне сложно, особенно с учетом того, в каком состоянии находятся КБ и заводы, заточенные под выпуск тяжелых специализированных самолетов (транспортников и амфибий).
В этом контексте весьма вероятной и даже в чем-то желательной представляется реализация заказа военных "на хвосте" российско-итальянского экспортного проекта.
Формально не связаны друг с другом
В июле 2012 года на авиасалоне Фарнборо был подписан контракт "Рособоронэкспорта" (входит в "Ростехнологии") с компаниями из итальянской группы Finmeccanica. Предмет контракта – разработка многоцелевого морского патрульного самолета.
Ранее, в июне 2012 года, стало известно, что Минобороны РФ хочет заказать проектирование схожего морского самолета (в том числе и для патрулирования в Арктике). Сообщалось, что военные рассматривают в качестве возможных платформ для создания российского патрульного самолета три варианта: Ту-214, Бе-200 и А-40/А-42.
И хотя этот конкретный проект формально никак не соотносится с совместным российско-итальянским (который предназначен "для поставок третьим странам"), между ними может оказаться куда как больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Отечественный авиапром ныне не настолько мощен, богат и обилен, чтобы разрабатывать два одинаковых нишевых самолета на разных платформах – одну на экспорт, вторую для собственных вооруженных сил. Поэтому следует внимательно присмотреться к тому, как будут развиваться обе линии: вполне возможно, окажется, что речь идет об одной и той же машине, но с разной "начинкой" и в разных версиях.
Это моментально обостряет конкуренцию между авиапроизводителями. Электронщики и оружейники могут вздохнуть спокойно: у обеих машин бортовое оборудование и вооружение явно будут серьезно отличаться.
Претенденты на "два самолета в одном"
Кто в итоге останется "царем горы"? Циркулировавшую информацию подтвердил Дмитрий Шугаев: в основу нового патрульного самолета, судя по всему, лягут разработки КБ Бериева.
Это сразу же отрезает от конкурсов многострадальный Ту-214, выпускаемый (это, впрочем, громко сказано; скорее "подготовленный к выпуску") на Казанском АПО им. Горбунова, головном заводе КБ Туполева.
Ту-214 (развитие самолета Ту-204) никак не могут приткнуть к какому-нибудь крупному заказу. Пассажирская и грузопассажирская версия спросом не пользуется абсолютно. К спецкомплектации, закупаемой президентским авиаотрядом, судя по утечкам в прессу, предъявлялись серьезные эксплуатационные претензии.
Специальные варианты (разведчики, ретрансляторы связи и летающие пункты управления) разработаны, но точно также не выпускаются массово. Более-менее известен Ту-214ОН (разведчик программы "Открытое небо"), но таких самолетов по определению не нужно много. Шанс подверстать казанскую линию под выпуск морских патрульных самолетов в контексте текущих сообщений не выглядит большим.
Два других претендента – это серийная амфибия Бе-200 и несерийные образцы более современных многоцелевых амфибий бериевского КБ – А-40 "Альбатрос" (построен и испытан) и А-42 (спроектирован).
Бе-200 вряд ли будет избран в качестве базы для нового самолета (иначе не имело смысла городить весь огород), но не исключено, что наработки по А-40/А-42 будут использованы максимально широко. То есть эта машина все-таки встанет на серию, но уже при помощи итальянцев.
Куда оно такое?
Таким образом, вырисовываются общие контуры будущего облика машины. Это многоцелевой самолет-амфибия. В число решаемых задач включены: патрулирование границ, поиск контрабандистов, следов наркотрафика и нелегальной иммиграции, контроль экономических зон и районов добычи полезных ископаемых на шельфе, поисково-спасательные операции, мониторинг окружающей среды и поиск загрязнений.
Военные модификации могут быть использованы, в том числе, в задачах противолодочной обороны, морской разведки и борьбе с пиратством.
Вклад европейцев будет включать в себя в основном "начинку" самолета: навигационную аппаратуру, системы связи, ответчики систем опознавания, а также комплекс вооружения. В число последнего включат легкие противолодочные торпеды авиационного базирования производства компании WASS.
Эта линия хорошо ложится в насквозь знакомую экспортную стратегию российских оружейников. Поставка "проприетарных" образцов с закрытым списком установленного оборудования не пользуется спросом: если вы продаете платформу-носитель (самолет, вертолет, корабль) – будьте любезны обеспечить легкую установку туда радиоэлектронной аппаратуры иностранного производства и применение с него максимально широкого спектра вооружения. По этой логике, например, системно спроектированы борта экспортных самолетов корпорации "Иркут" (Су-30МКИ и Як-130).
Есть все резоны, чтобы не изобретать велосипед и выбрать единую платформу (с разным оборудованием и вооружением) для обоих самолетов: экспортного и внутрироссийского. Это, как минимум, позволит профинансировать НИОКР и привлечь иностранные технологии в проект самолета, который нужен российской морской авиации.
Кроме того, производственная унификация удешевит производство и позволит производителям не толкаться локтями, а сосредоточится на отработке инженерных решений и модернизации производства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции