Рейтинг@Mail.ru
РПЦ и общество не оправдали взаимные ожидания - РИА Новости, 03.06.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

РПЦ и общество не оправдали взаимные ожидания

Читать ria.ru в
Дзен
Протоиерей Георгий Митрофанов, преподаватель Петербургской Духовной академии, рассказал о том, что видит причину непонимания, возникшего между частью общества и Русской православной церковью, в несбывшихся взаимных ожиданиях.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 7 сен – РИА Новости, Дина Данилова. Протоиерей Георгий Митрофанов, специалист по истории Русской православной церкви, преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии рассказал в интервью РИА Новости о том, что видит причину непонимания, возникшего между частью общества и Русской православной церковью, в несбывшихся взаимных ожиданиях.

Большие надежды

"Возникшее сейчас взаимное непонимание между Церковью и обществом имеет свои причины, о которых можно много говорить, делая разного рода исторические экскурсы. Но если говорить о том, что происходило на наших глазах, то можно отметить следующее – безусловно, рубеж 80-90 годов XX века породил и в Церкви, и в обществе взаимные завышенные ожидания", - сказал Митрофанов.

По его мнению, представителям РПЦ казалось, что обрушившаяся на нашу страну свобода позволит ей довольно быстро восстановить многое из того, чтобы было утрачено в десятилетия коммунистического периода. "(Им казалось), что остававшийся в глубине своей православным русский народ довольно быстро сможет в основной своей части принять деятельное участие в возрождении церковной жизни, став, собственно, тем самым православным христианским народом, каковым он и был предшествующую тысячу лет", - сказал протоиерей.

Общество, полагает он, считало, что Церковь является единственным сохранившимся в стране историческим институтом, который олицетворяет собой некую духовную культурную преемственность России, и сможет во многом обусловить легкое и бесконфликтное развитие нашей общественной жизни.

Власть несбывшегося

"Девяностые и нулевые годы эти ожидания развеяли", - сказал Митрофанов. Обнаружилось, что наш народ не смог сохранить православие. Более того, он оказался не таким уж глубоко воцерковленным и христианизированным к 1917 году, иначе 1918 год был бы невозможен.

"Выяснилось, что нашей церкви необходимо не столько возрождать утраченное, сколько заново осуществлять свою просветительную, миссионерскую миссию по отношению к нашему народу. Вот эта иллюзия, что наш народ является православным, что ему только надо дать храмы, чтобы он явил свое православную веру, дать монастыри, в которых он мог бы реализовать себя на стезе монашеского служения, породила то обстоятельство, что огромное количество сил было потрачено на восстановление внешних атрибутов церковной жизни", - сказал протоиерей.

При этом он с сожалением отметил, что для значительной части нашего духовенства оказалось непосильной задачей выйти за пределы храма, начать по существу заново воцерковлять народ.

Вот почему, по мнению Митрофанова, возникло сформировавшееся еще в предшествующих веках желание использовать государственный ресурс, пытаясь с помощью государства активизировать православное воцерковление наших современников. "А государство, между тем, оставалось глубоко секуляризованным, и готово было использовать церковь в своих, далеко не таких уж возвышенных, начинаниях", - отметил он.

В свою очередь, сказал Митрофанов, общество убедилось, что РПЦ вышла из 70-ти лет коммунистического периода во многом разрушенной, исковерканной. "К сожалению, в Церковь пришли в 90-ы и нулевые годы не мало людей случайных, и, облачившись в священнические, а под час даже в епископские одежды, эти люди сохранили советский менталитет и советские привычки, в частности, связанные с культом утилитарных, материальных благ. Пришли люди, которые не имеют ни настоящей богословской культуры, ни настоящего церковного воспитания. И очень часто в них легко распознаются черты обыкновенных постсоветских обывателей, решивших реализовывать себя на стезе какой-то церковной деятельности", - сказал он.

Путь к примирению

К сожалению, сказал Митрофанов, в имеющих место сейчас дискуссиях между Церковью и секуляризованной частью общества отсутствует, прежде всего, дух христианской любви, дух христианского понимания позиции ближнего своего, даже если она в чем-то отлична от твоей позиции.

Настоятель храма встретится с женщинами, якобы избитыми протодиаконом. Подробнее >>

"И вот в этом проявилось то печальное обстоятельство, что за последние 20 лет свободы церковной проповеди нашей церкви по существу не удалось не только в наше общество принести начала христианских взаимоотношений, но и внутри самой себя эти отношении подлинным образом утвердить", - полагает он.

По его мнению, взаимное разочарование общества и Церкви друг в друге порождает, как это нередко бывает в странах, идущих нелегким историческим путем, взаимное недоверие, неприязнь, обиду. "Преодолеть подобного рода конфликтную ситуацию можно самым простым и естественным для нас, христиан, образом – помнить о Христе", - уверен протоиерей.

"Церковь не призвана в этом мире просто улучшить и благоустроить жизнь. Она даже не призвана умягчать нравы людей. Она призвана указать человеку, который действительно хочет преобразить свою жизнь, путь ко Христу, через жизнь церковную - путь к преображению собственной души. И вот, идя по этом пути, люди становятся и добрей, и терпимей, и милосерднее, и отзывчивей друг другу", - заключил отец Георгий.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала