Работа выдающегося художника в батальном жанре Николая Самокиша. Одна из работ художника, написанных к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года и получивших наибольшую известность.
Редут был передовой оборонительной позицией русской армии, он был расположен впереди основных оборонительных линий. Его задачей было сдержать наступление передовых частей французов, чтобы основные силы могли выиграть время для обеспечения лучшего расположения войск. Бой за Шевардинский редут произошел 5 сентября (24 августа), за два дня до Бородинского сражения. В бой были брошены крупные части французской армии, превосходившие по численности русские; они должны были быстро отбить позицию. Однако русские войска оказали крайне упорное сопротивление, в результате которого взятие редута стоило французам несоизмеримых со значимостью этой позиции потерь. Что касается русской армии, то ценой потери Шевардинского редута основные ее силы получили необходимое время для стратегического расположения на Бородинском поле.
На картине - разгар жестокой битвы, на переднем плане русские и французские солдаты идут в штыковую атаку, кто-то из французов, чуть позади, наносит отчаянный удар прикладом ружья, вокруг раненные и убитые. Поле боя в дымке от выстрелов артиллерийских орудий, а на заднем плане картины - позиции артиллерий и развернувшаяся за них, не менее жестокая, схватка.