Рейтинг@Mail.ru
Большие перемены: учителя попадают в зависимость от родителей - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Большие перемены: учителя попадают в зависимость от родителей

© РИА Новости / Виталий Белоусов | Перейти в медиабанкМало кто из родителей школьников знает о том, какие широкие права вмешиваться в учебный процесс дает им уже существующие закон "Об образовании" и уставы школ
Мало кто из родителей школьников знает о том, какие широкие права вмешиваться в учебный процесс дает им уже существующие закон Об образовании и уставы школ
Читать ria.ru в
Дзен
Мало кто из родителей школьников знает о том, какие широкие права вмешиваться в учебный процесс дает им уже существующие закон "Об образовании" и уставы школ. А с этого учебного года у родителей появилась еще возможность контролировать зарплату конкретных учителей.

Сергей Петухов, Наталья Афанасьева, РИА Новости.

Мало кто из родителей школьников знает о том, какие широкие права вмешиваться в учебный процесс дает им уже существующие закон "Об образовании" и уставы школ. А с этого учебного года у родителей появилась еще возможность контролировать зарплату конкретных учителей.

Но и это еще не все. В проекте нового закона "Об образовании", который может быть принят Госдумой в эту осеннюю сессию и вступит в силу с будущего учебного года, появились комиссия по урегулированию внутришкольных споров.

Решение комиссии, в которой у родителей и учеников будет большинство, станет обязательным к исполнению для учителя. И тогда у родителей появится возможность наказать педагога не только материально, но и морально.

Право родителей на образование

Каждый год 1 сентября родители ученика готовятся к неизбежным издержкам нового учебного года.

Не тому учат на уроках. Ставят незаслуженно плохие отметки. Не следят за детьми на переменах. Слишком много задают на дом. Плохо кормят в школьном буфете. Простужают детей в нетопленных классах. Перегружают их на уроках физкультуры. Требуют носить школьную форму некрасивого фасона. Слишком много и непонятно на что вымогают денег. Составляют расписание так, что ребенку приходится учиться по субботам, а его родителям - поневоле лишаться выходного дня… И вообще, что хотят, то и творят, управы на них нет! - это стандартный набор претензий среднего родителя к школе.

На самом деле управа имеется, по крайней мере, формально у родителей есть право довольно плотно контролировать учителей и школьную администрацию.

Права родителей регламентированы федеральным законом "Об образовании", принятом в июле 1992 года и неоднократно переделывавшемся и дополнявшемся в течение прошедших двадцати лет, а также уставом школы и так называемыми локальными правовыми актами, которые издает сама школа.

К последним относятся правила приема в школу, правила поведения учащихся, правила их поощрения и взыскания, правила внутреннего трудового распорядка для школьных работников.

Устав школы и ее локальные акты не должны противоречить российскому законодательству и прежде всего закону "Об образовании".

Но упрекать родителей в правовом нигилизме вряд ли можно. Далеко не каждый способен разобраться и даже дочитать до конца длинный документ, написанный специфическим юридическим языком.

"Сами директора не до конца знают свои уставы", - уверена председатель международного общественного движения "Родительская забота" Клара Мансурова.

Год открытых дверей

Устав школы родителям все-таки полезно прочитать. Он не такой длинный, как федеральный закон "Об образовании", и в нем цитируются фактически все права родителей из федерального закона. В частности, гарантия "возможности ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся".

"Отказать родителям в праве посидеть на уроке или зайти в школьный буфет нельзя юридически. Также не могут вам запретить даже придти на школьный педсовет. Могут не пустить разве что на летучку, так как это нарушает производственный процесс, но там решаются чисто производственные вопросы: кто сегодня заменит на уроке заболевшего коллегу и т.д.", - говорит эксперт Всероссийского фонда "Образование" Олег Сергеев.

"В любой школе, будь она частная или государственная, родители имеют юридическое право видеть результат обучения развития, воспитания в динамике. И, конечно же, они вправе посещать уроки, буфеты и все школьные мероприятия. Бывают случаи, когда это нежелательно по моральным соображениям, например, учитель стеснительный. Но можно поставить видеорегистратор, сегодня они не очень дорогие, родители вполне могут на них скинуться", - считает научный руководитель и учредитель частной Ломоносовской школы Марат Зиганов.

Жалобная книга

По законодательству у родителей есть законное право довольно плотно контролировать школу. Но в силах ли они что-либо изменить?

"Если возникла проблема с питанием, то родители должны выяснить, какая компания кормит школу, как выиграла конкурс. Можно для начала поговорить с компанией, и, возможно, многие претензии вполне разрешимы. Можно требовать от руководства школы искать другую компанию", - говорит уполномоченный по правам детей в Москве Евгений Бунимович.

По его мнению, наиболее эффективно родители могут решать проблемы через управляющий совет школы.

"Управляющий совет школы может поставить вопрос об образовательном плане. Например, учебная суббота не является прямым указанием департамента образования; это выбор школы. Пусть директор объяснит, почему принято решение учиться в субботу и как это влияет на здоровье школьника", - советует Бунимович.

Управляющий совет может поставить любые вопросы, но решить он может далеко не все из них. Компетенция совета не может выходить за рамки федерального закона "Об образовании". А в нем право родителей вмешиваться в педагогический процесс не прописано. Максимум, что там есть, это формулировки: "с учетом мнения родителей", "при участии родителей".

"Если речь не идет о совершенно очевидном нарушении, например, избиении ребенка, то у школьной администрации всегда есть аргумент, что родитель не специалист в утвержденных методиках преподавания. Поэтому жаловаться можно только в вышестоящие инстанции. У нас тысячи таких писем, которые пересылают нам из этих инстанций на анализ", - рассказывает Олег Сергеев.

Ударить рублем

"Только сейчас появились так называемые стимулирующие фонды оплаты труда. В распределении этих фондов участвует управляющий совет школы, в состав которого обязательно должны входить родители. А это вам уже не ля-ля! Это серьезно, потому что появляется возможность бить учителя рублем, - говорит директор Центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург.

Юридическое основание для регулирования доходов учителя - принятая в России с 1 декабря 2008 года так называемая Новая система оплаты труда (НСОТ). В прошлом учебном году она докатилась практически до всех российских школ и начала появляться среди полномочий школьных советов.

Вот, например, как выглядит это полномочие в вывешенном в Сети проекте "Положения об Управляющем совете муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №49" города Перми":

"Управляющий совет полномочен и обязан: Устанавливать: … порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения в соответствии с Положением о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников общеобразовательного учреждения (не реже 1 раза в год)".

Другое дело, что в силу сложившейся еще с советских времен практики школьные советы часто служат лишь декорацией видимости самоуправления при директоре школы. Но это другой вопрос. Раньше у совета в принципе не было права влиять на размер доходов учителя, теперь оно есть.

"Когда мне жалуются, мол, управляющий совет у нас карманный, я всегда отвечаю: если вы не можете в своей собственной школе организовать честные конкурентные выборы, то какой пример вы подаете детям", - говорит Евгений Бунимович.

"Создать карманный совет директору не так просто, как думают. Особенно сейчас, когда от директоров требуют прозрачности управления и в противном случае могут уволить по 278-й статье Трудового кодекса. Директору часто проще использовать родителей, чтобы привести в чувство учителя, чем заниматься этим самостоятельно", - признается Евгений Ямбург.

Спорная комиссия

В этом учебном году у родителей появилось потенциальная возможность наказать педагога материально. В следующем появится возможность наказать морально.

В проекте нового закона "Об образовании", который прошел общественное обсуждение и готов к окончательному осуждению и принятию Госдумой уже на этой осенней сессии, появилась статья 46 "Защита прав обучающихся и их родителей (законных представителей)". В ныне действующем законе ничего похожего нет, в его тексте вообще отсутствуют такие юридические термины, как "конфликт" или "спор".

В проекте нового закона пункт 3 статьи 46 узаконивает "комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений". В ее состав входят "в равном числе" родители, "несовершеннолетние обучающиеся" и "работники организации, осуществляющей образовательную деятельность".

Решение комиссии "является обязательным для всех участников образовательных отношений", "подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением" и "может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке".

Проще говоря, если учитель поставит ученику двойку, а ученик и его родители сочтут это нарушением их прав, то у них появится право пожаловаться в комиссию. Товарищи по парте двоечника и их родители получат заведомое большинство в комиссии, потому что при равном представительстве от трех сторон (учащиеся, родители и школьные работники) они составят две трети, и при таком раскладе голосов могут заставить учителя исправить двойку. Если педагог с этим не согласится, то ему придется жаловаться через голову директора в вышестоящие инстанции или подать в суд.

Это утрированный пример, но он всего лишь отражает суть того, что сейчас видно уже невооруженным глазом: давление на учителя усиливается.

Хорошо это или плохо для общества - подконтрольный со всех сторон школьный учитель?

"Когда в любой политике, в том числе и образовательной, акцент с сути дела смещается на контроль за исполнением, все проигрывают. Школа несомненно должна быть максимально открытой системой, но упаси нас Бог от гражданского общества, которое выступает в роли цензора", - уверен директор ФГУ "Федеральный Институт Развития Образования" Александр Асмолов.

Время покажет, кто или что упасет учителя - традиционная вера россиян в силу взятки и неверие в гражданские институты самоуправления или тайное сопротивление администраций школ против любых покушений на их единоначалие.

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала