"Измена" Кирилла Серебренникова, открывшая венецианский конкурс, оказалась рассуждением о гибельности страсти. В интервью РИА Новости режиссер рассказал о поцелуях чиновниц, буддийском рецепте от ревности и последних днях Чайковского. Препарацией чувств занималась Ольга Гринкруг.
- Вот вы из ревности могли бы убить?
- Во-первых, в фильме мы не показываем убийства. Там иногда говорится о том, что мысль может быть убийством, и то, что в голове, может быть страшнее - может обернуться реальностью.
Русская "Измена" и другие претенденты на "Золотого льва" Венеции >>
Но я вообще не ревнивый человек. Избавиться от ревности мне помог очень простым соображением один важный человек, Лама Оле, которому я сильно доверяю в духовном плане. Он как-то на встрече сказал: "Знаете, очень легко избавиться от ревности. Представьте, что вы этого человека больше никогда не увидите. Что тот, кого вы ревнуете, сходя с ума, вышел в дверь - и на него наехала машина. Что будет с вашей ревностью? Какими незначительными покажутся эти мелкие эгоистические чувства - потому что ревность не что иное как продолжение эго - по сравнению с потерей!" Эта мысль всегда охлаждает и заставляет перестать заниматься глупостями. Я испытываю эти чувства, но я понимаю, что эта часть эго нам мешает, с ней надо работать. Принципиальные вещи в человеке - верность и честь.
- То есть, вы сами бы на измену не пошли?
- Нет, я снял фильм именно потому, что я на это пошел бы; иначе никакого кино не было бы. Но если его увидят люди, находящиеся в состоянии измены, они должны задуматься о том, куда они идут, и что с ними будет. Они должны понимать, что оказались практически в зоне катастрофы - землетрясения или цунами. С ними может каждую секунду произойти любая неприятность. Они этими вибрациями, тем, что они делают, создают ужасное давление, напряжение, которое может привести к гибели.
- Сценарий писали вы сами вместе с Натальей Назаровой. Он автобиографический?
- Это была реальная история, я прочитал ее абрис, а дальше добавил от себя. Кстати, эпизод с женщиной-следователем, которая говорит герою "поцелуйте меня" - это реальность. Из моей жизни. Был такой случай, когда со мной так поступили - женщина, чиновник, очень давно, после официального разговора. Надеюсь, уже можно про это говорить.
- Почему, кстати, в фильме следователь рвет показания героя?
- Потому же, почему говорит "поцелуйте меня". Я не люблю интерпретировать собственные фильмы. Это не моя работа. Моя работа - поставить экран или зеркало, а вы уж туда смотрите и чувствуйте так, как почувствуете. Одни люди говорят, что это женщина-смерть, женщина-судьба. Другие - что она прошла те же стадии одиночества и измены, кого-то потеряла таким же образом. Мы играли в очень конкретные вещи, но Гуна Зариня, как любая большая актриса, дает огромное поле интерпретаций, погружает вас в пучину ваших собственных мыслей, страстей и ощущений. Не все вещи должны быть понятны. Особенно в этой сфере.
Но фильм оказался интересен большому количеству людей, а для нас это главное. Итальянским критикам он понравился гораздо больше, чем нашим соотечественникам. "Мы вас открыли! Ура! Мы вас так понимаем". Люди в Катаре, оказывается, тоже изменяют друг другу. Это невероятно приятно. Для нас этот успех важнее: было бы хуже, если бы это было внутреннее событие.
- На пресс-конференции вы обмолвились, что после измены собирались изучить и другие чувства.
- Я думаю, что это надо будет сделать. Но это не может быть подряд, только через раз. Замысел еще не сформировался окончательно, пока рано говорить.
Следующим будет фильм про Чайковского, который мы готовили много раньше и которым сейчас всерьез занялись. Надеемся, выйдет международная копродукция. Сценарий пишем вместе с Юрием Арабовым, продюсер - Сабина Еремеева. Я думаю, что это байопик, но при определенном угле зрения на последние дни жизни Петра Ильича. Этот композитор известен всему миру, и при этом никто про него ничего не знает, включая русских. Спросите сейчас любого человека в России, что он знает про Петра Ильича Чайковского. Он наговорит кучу гадостей из какой-нибудь мерзкой желтой прессы.
- Чем вас пронял Чайковский?
- Я прочитал достаточно давно книгу Берберовой про него: это едва ли не лучшее, что было создано в жанре биографии.
- Саундтрек будет тоже из Чайковского?
- Чтобы в фильме про Чайковского была музыка Чайковского - это перебор. Что-нибудь придумаем. То есть, уже придумали, но я не могу сейчас об этом рассказывать. Сейчас я буду заниматься театром, параллельно доделывать сценарий и параллельно искать деньги: это очень дорогой проект.