С.-ПЕТЕРБУРГ, 31 авг - РИА Новости, Анна Юдина. Бурение и отбор проб донных пород на хребте Менделеева в Арктике начнется 7 сентября, рассказал РИА Новости заместитель главного инженера ФГУНПП "Севморгео" Юрий Кузьмин.
Дизель-электрические ледоколы "Капитан Драницын" и "Диксон" вышли в экспедицию по уточнению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике в начале августа. Бурение и отбор проб необходимы для того чтобы доказать принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу и предоставить эти результаты в Комиссию ООН по морскому праву в 2014 году. "Диксон" оборудован буксируемой сейсмической косой, а "Драницын" - буровой установкой донного базирования.
"Мы планируем начать бурение с 7 сентября. Начнем ориентировочно на 81-82 градусе северной широты и на 180-м градусе восточной долготы. При этом работы по бурению и сейсмическому профилированию будут проводиться параллельно - "Капитан Драницын" и "Диксон", выйдя из льдов, разделятся", - пояснил Кузьмин.
Он напомнил, что силами ВМФ России к месту бурения будет доставлен глубоководный обитаемый аппарат, который поможет ученым определить места выхода скальных пород. Управлять аппаратом будут военные специалисты, которые произведут видеосъемку поверхности дна и определят толщину осадков с помощью профилографа.
Сейчас сейсмические работы экспедиции проводятся на 83 градусе северной широты и 174 градусе восточной долготы. "Диксон" завершил проход с буксируемой косой над поднятием Менделеева (общая протяженность этого профиля - 1300 километров), и теперь ему предстоит пересечь эту линию в самой северной и в самой южной точке (два профиля по 300 километров).
"Сейчас как раз переходим на секущий профиль, самый северный. "Диксон" идет в сопровождении "Капитана Драницына", лед сплоченностью 7-8 баллов, попадаются и многолетние льды. Бывает, что "Драницын" для "Диксона" буквально прорубает путь", - сказал Кузьмин.
Работы с сейсмической косой планируется завершить 24 сентября. Аварий и происшествий в ходе экспедиции не было, обрывов косы не происходило, подчеркнул Кузьмин. Материалы профилирования, полученные на "Диксоне", оперативно пересылаются на борт "Капитана Драницына", где находится группа обработки данных. Контрольные материалы с "Драницына" отправляют в Петербург и в Минприроды.
Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако ее заявка была отклонена в связи с недостатком информации. В случае, если ученым удастся доказать, что эти хребты - продолжение континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку этих ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 миллиардов тонн условного топлива. Для доказательства своих прав России необходимо предоставить в комиссию ООН по морскому праву данные двух видов: геологические образцы коренных пород хребтов, которые можно получить только с помощью бурения, а также геофизические данные по результатам сейсмоакустического профилирования.
Работы на арктическом шельфе в прошлые годы проводил флагман Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) "Академик Федоров" при помощи атомных ледоколов ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом". В этом году по соображениям экономии было принято решение сначала отказаться от атомного ледокола, а затем и от "Федорова". Впервые исследования шельфа проводятся с помощью дизель-электрических ледоколов.
В этом году упор будет сделан на бурение - ФГУНПП "Севморгео", входящее в состав Федерального агентства по недропользованию Минприроды, в начале 2012 года получило лицензию на исследование хребта Менделеева и отбор проб коренных донных пород.
Главным заказчиком работ по уточнению границ континентального шельфа в Арктике является Минприроды и Роснедра.