ГОРНО-АЛТАЙСК, 31 авг - РИА Новости, Елена Козлова. Экологи Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и Монголии решили активно привлекать местные сообщества для охраны краснокнижного снежного барса в трансграничной зоне двух стран, сообщил РИА Новости координатор проектов Алтае-Саянского отделения WWF России Михаил Пальцын.
Снежный барс, численность которого в мире в настоящее время неуклонно сокращается, нуждается в особых мерах охраны. Экологи уверены, что никаких ресурсов и средств не хватит для того, чтобы защищать ирбиса от браконьерства силами только государственных природоохранных органов и особо охраняемых природных территорий. Главная задача, по мнению экспертов WWF, привлечь местное население к сохранению этой редкой кошки. Они считают, что местное население можно экономически заинтересовать в сохранении снежного барса. Если люди будут получать прибыть от того, что рядом с ними постоянно обитает снежный барс, то они будут заинтересованы и в его сохранении.
"На базе природного парка "Зона покоя плато Укок" в селе Кош-Агач у нас состоялся международный семинар, посвященный разработке нового проекта сохранения снежного барса в трансграничной зоне России и Монголии при активном участии местных жителей. Основная территория проекта - приграничные районы республик Алтай и Тува в России, а также Баян-Улги и Увс аймаков Монголии. Здесь обитают три трансграничных группировки ирбиса, сохранение которых необходимо для восстановления численности этого вида в России. Основная идея и задача проекта - показать местному населению, что сохранение снежного барса может приносить экономическую выгоду. Сейчас местное население никак экономически не заинтересовано в охране редкой кошки, а в Западной Туве его даже считают вредным хищником, нападающим на скот. В петлях, установленных местными жителями для ловли кабарги, волка, рыси, ежегодно погибает несколько снежных барсов", - сказал Пальцын.
Механизмы охраны
В рамках проекта экологи разработают несколько экономических механизмов сохранения снежного барса местным населением. Например, одним из таких механизмов будет экологический туризм. С 2010 года WWF активно развивает проект "Земля снежного барса", который направлен на развитие экологического туризма в трансграничной зоне Алтая, Тувы и Западной Монголии на базе местных общин.
"Разработка и продвижение туров "Охота на снежного барса с фото-ловушками" является очень перспективным направлением этого проекта: клиентам предоставляется уникальный шанс собственными руками установить автоматическую камеру в местах обитаниях снежного барса и получить уникальные фотографии редкого хищника. Местные жители могут взять на себя организацию таких туров и получать прибыль, "продавая" живого ирбиса своим клиентам. Причем такого ирбиса, в отличие от его шкуры, можно "продать" много раз и получить большую прибыль. Чем больше ирбисов будет обитать в местах организации таких туров, тем выше будет шанс отснять их с помощью автоматических камер, и тем привлекательнее будет эта программа для туристов. Мы уже разговаривали с представителями российских и зарубежных турфирм, и они сказали, что такие туры будут пользоваться большим спросом у туристов", - рассказал собеседник.
Другой механизм сохранения снежного барса также основан на экотуризме. Речь идет об организации постоянных летних волонтерских исследовательских лагерей по изучению и сохранению ирбиса на базе стоянок местных жителей. Такие лагеря, считают экологи, привлекут достаточно большое количество людей разных специальностей, желающих прикоснуться к таинственной жизни снежного барса и других редких видов.
"Местное население будет непосредственно задействовано в обслуживании таких лагерей - у них будут арендовать юрты, лошадей, нанимать проводников, покупать продукты, сувениры. Таким образом, люди будут иметь стабильный заработок благодаря обитанию ирбиса и будут заинтересованы в сохранении барса, который станет в некотором роде постоянным источником дохода семей", - рассказал собеседник.
Он добавил, что сейчас в Горном Алтае уже несколько лет действует подобная программа привлечения добровольцев к изучению ирбиса - "Biosphere Expedition", которая каждый год привозит на Алтай около 80 добровольцев для участия в исследованиях снежного барса. Однако эта программа пока никак не связана с местными жителями и не представляет какой-либо пользы для сохранения самого снежного барса. В настоящее время WWF и Biosphere Expedition ведут переговоры по перестройке этой программы и вовлечению в ее реализацию местных жителей, проживающих в местах обитаниях ирбиса.
Значительный интерес в качестве механизма сохранения снежного барса, как считают экологи, представляет развитие производства различной продукции местных жителей, живущих в местообитаниях этого редкого вида, включая сувениры и эксклюзивную продукцию из шерсти, кожи, дерева и камня. В том числе, речь идет о продвижении этой продукции на российский и зарубежный рынки под брендом снежного барса. Такой механизм позволит местным сообществам получать значительную прибыль от реализации продукции и будет действовать только в тех местах, где сохранился снежный барс, и численность его не сокращается.
"Еще одним механизмом в рамках нашей программы станет создание устойчивых охотничьих хозяйств. Модели таких хозяйств, созданных на базе общин коренных жителей, уже есть в Кемеровской области, например, "Общество охотников и рыболовов Горной Шории". У членов такого общества есть закрепленные за ними охотничьи участки на длительное время (до 15 лет). Очевидно, что человек будет на таком участке не только охотиться, но и охранять его от браконьеров как свою собственность. В местах обитания снежного барса мы также готовы создать такие хозяйства на базе местных сообществ территории России. Возможно, получится создать несколько таких хозяйств и в Монголии", - рассказал Пальцын.
Эта мера, подчеркнул собеседник, направлена, в первую очередь, на сохранение диких копытных животных, являющихся основой "рациона" краснокнижного хищника, которые в настоящее время подвергаются неконтролируемому браконьерскому прессу.
Срочные меры
Однако, как подчеркнул эколог, реализация всех этих механизмов требует определенного времени. Возможно, потребуется несколько лет, чтобы они заработали в полную силу. В то же время в некоторых местах, например, в долине реки Аргут в Горном Алтае, требуются немедленные действия по сохранению и возрождению ирбиса. Считается, что некогда самая большая российская группировка снежного барса в Аргуте была почти полностью истреблена браконьерами в конце прошлого века. Этой весной специалистам удалось найти сначала следы, а потом получить и снимки двух ирбисов в этих местах. Как считают ученые, если справиться с петлевым промыслом, эту группировку можно возродить за 10-15 лет.
"В мире около десяти лет работает система платежей за экосистемные услуги. Это можно применить и для восстановления численности ирбиса, там, где она была сильно снижена браконьерством, например, на Аргуте. Мы знаем, где именно живут ирбисы, которых нам удалось заснять. Здесь же живет две-три семьи чабанов, которые, по нашим сведениям, ставят петли на животных, в которых может попасть и ирбис. В среднем за зиму они зарабатывают около 30-50 тысяч рублей благодаря незаконному петлевому промыслу, за который можно сесть в тюрьму. Мы уже нашли доноров, которые готовы платить этим семьям по 60-80 тысяч рублей в год при условии, что они прекратят ставить петли, будут бороться с браконьерством и с помощью фотоловушек докажут, что барс там все еще живет, и численность его не снижается. Такие выплаты при соблюдении всех условий, главное из которых - сохранение ирбиса, планируется сделать ежегодными, до тех пор, пока численность ирбиса на Аргуте не будет стабилизирована", - сказал собеседник.
По его словам, в настоящее время WWF будет искать средства на реализацию такой программы по внедрению экономических механизмов сохранения снежного барса.
Снежный барс является исчезающим видом. В Красной книге РФ ему присвоена первая категория - "вид, находящийся под угрозой исчезновения на пределе ареала". Общая численность снежного барса в России, по оценкам экспертов Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, составляет не более 80-100 особей, большинство из которых концентрируются в пяти ключевых группировках на юге Красноярского края, Туве и Горном Алтае.