До конца 2012 года осталось всего четыре месяца, а российским корабелам нужно успеть передать флоту не одну, а несколько новейших атомных подводных лодок. Причем знаковых: головную лодку проекта 955 "Юрий Долгорукий" с ракетами "Булава", первую серийную этого же проекта "Александр Невский", а также головную многоцелевую атомную подлодку (АПЛ) проекта 885 "Северодвинск" с крылатыми ракетами большой дальности.
Успеет ли промышленность сдать корабли в срок или опять будут подвижки вправо?
На этот и другие вопросы по просьбе нашего специального корреспондента Сергея Сафронова согласился ответить начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолий Шлемов.
Есть определенные вопросы по модернизации АПЛ третьего поколения в свете последних поручений руководства страны. Эти документы находятся в министерстве обороны.
Уже подписано более 95% запланированных по гособоронзаказу контрактов, в том числе и на строительство пяти модернизированных "Бореев-А" (АПЛ проекта 955, шифр "Борей-А", подписан 29 мая 2012 года).
- Какими перспективными разработками заняты сегодня кораблестроительные конструкторские бюро?
— В период 2011 и 2012 годов проектантами была проведена большая научно-исследовательская работа по определению облика корвета охраны водного района, необходимые документы представлены главному командованию ВМФ для принятия окончательного решения по этому кораблю.
Это будет многофункциональный корабль с модульным принципом комплексов и систем для решения задач в ближней морской зоне. Есть разные варианты архитектуры и водоизмещения корабля, но окончательного решения пока не принято. Это могут быть корабли с классической килевой архитектурой, есть варианты катамаранов и тримаранов.
Кроме того, развернута работа по определению облика многоцелевого корабля дальней морской зоны (эсминца). Есть варианты с обычной энергетикой и с ядерной.
Выбирать будет Минобороны РФ в 2013 году. От этого будет зависеть и водоизмещение корабля. Атомный будет, конечно, больше, потому что нужно будет размещать реакторы, но у него будет преимущество в автономности плавания. Он не будет нуждаться в судах обеспечения.
Ведется работа по разработке воздухо-независимой энергетической установки (ВНЭУ) для неатомных подводных лодок и по созданию новых перспективных аккумуляторных батарей (литиевых).
По АПЛ разработки пока не ведутся, потому что только в процессе эксплуатации лодок четвертого поколения будет понятно, в каком направлении двигаться дальше и как эффективно повышать их боевые и эксплуатационные качества с учетом концепции ВМФ.
По авианосцу работы ведутся, но конкретных решений пока также не принято. Ведь реальная работа должна начинаться тогда, когда есть тактико-техническое задание от Минобороны, а его пока нет.
- Будет ли в России создаваться морская противоракетная оборона (ПРО), аналогичная системе "Иджис" в США?
— Такая задача поставлена, потому что это очень актуально с точки зрения применения кораблей ВМФ в системе ПРО. Такая задача для промышленности поставлена, это однозначно. И такие аналоги разрабатываются предприятиями, входящими в концерн ПВО "Алмаз-Антей"….. и не только.
- Разрабатывается ли сегодня в России беспилотный летательный аппарат (БПЛА) морского базирования?
— По нашей информации, сегодня предприятия Объединенной авиастроительной корпорации ведут активную работу по созданию БПЛА для ВМФ РФ.
Хочу подчеркнуть, что все перспективные корабли, проекты которых разрабатываются под требования ВМФ, должны быть предназначены для базирования беспилотников разного назначения — и ударных, и разведывательных, и целеуказания. Это требование Минобороны, и оно полностью поддерживается ОСК.
- Главком ВМФ РФ Виктор Чирков недавно отдал распоряжение о возобновлении строительства подводных лодок проекта 677 "Лада"….
— Минобороны, главное командование ВМФ и ОСК достигли договоренности о возобновлении строительства серии подводных лодок проекта 677 (шифр "Лада"). Мы ждем, что такое решение будет внесено в гособоронзаказ на 2013 год. Реальное возобновление строительства лодок этого проекта начнется, соответственно, в следующем году.
У нас в различной степени готовности на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге находятся "Кронштадт" и "Севастополь". Первую, то есть "Кронштадт", не успеют оснастить ВНЭУ, а "Севастополь" в случае успешного создания установки может быть оснащена к 2016 году. "Кронштадт" же планируется построить в 2015 году.
- В какой стадии разработки находится ВНЭУ?
— В ЦКБ МТ "Рубин" сделан макетный образец, который уже доказал эффективность и правильность выбранных решений. Установка вырабатывает электроэнергию, при этом она безопасна и надежна. Сейчас приступили к созданию опытного образца. Головная установка может быть создана в 2014 году.
- Когда наконец-то будут приняты на вооружение АПЛ "Юрий Долгорукий" и "Северодвинск"?
— В сентябре, после проведения всех проверок и устранения замечаний госкомиссии судостроительная промышленность подтверждает готовность передать в состав ВМФ АПЛ "Юрий Долгорукий". На "Севмаше", где строился и испытывался корабль, должно состояться поднятие флага. Никаких дополнительных пусков "Булавы" не планируется, потому что программа государственных испытаний по этому кораблю выполнена полностью.
Следующий пуск ракеты произойдет в период государственных испытаний первой серийной лодки этого проекта "Александр Невский", то есть в ноябре.
- В СМИ сообщали о том, что АПЛ "Северодвинск" будет принята на вооружение только в 2013 году…
— АПЛ "Северодвинск" сейчас проходит испытания в соответствии с графиком и программой. В 2011 году состоялось три выхода в море, в этом году проведено уже три успешных выхода в соответствии с графиком. До конца года запланированы еще пять-шесть выходов.
22 августа в десять утра лодка пришла, было доложено, что испытания прошли успешно, все пункты программы были выполнены. Этот выход был связан с отработкой гидроакустического комплекса. Ведь на этой лодке 22 опытных образца, которые требуют проверки в море. Причем каждый из них требует проверки по специальной программе.
Следующие выходы будут посвящены испытаниям других систем и комплексов. Задача поставлена — в этом году завершить заводские и государственные испытания.
Сначала мы проводим автономные проверки всех агрегатов и механизмов, затем парные стыковки с другими системами корабля, а на завершающем этапе — комплексные испытания. Так, например, ракетный комплекс должен пройти парные стыковки с обеспечивающими системами корабля, в том числе с навигацией, системой боевого управления, связи и общекорабельными системами.
- Определена ли судьба двух оставшихся в боевом составе флота АПЛ проекта 941 "Акула", по терминологии НАТО "Тайфун"?
— Пока нет. "Северсталь" и "Архангельск" находятся в Беломорской военно-морской базе (город Северодвинск Архангельской области). Прорабатывалось много вариантов их дальнейшей службы на флоте — и использовать под "Булаву", и оснастить крылатыми ракетами, и сделать минный заградитель, и лодку специального назначения. Все проработки сделаны, только решения по ним пока не приняты. Пока они стоят в Северодвинске, но лодки эти "живые".
- Что будет с аналогом погибшего в 2000 году "Курска" — АПЛ "Белгород" проекта 949?
— "Белгород" будем достраивать по модернизированному проекту.
- Готова ли инфраструктура флотов для базирования "Бореев"?
— Это очень важная задача. Уже начато финансирование работ по обеспечению базирования по всем направлениям — и для ракетного комплекса, и для самого корабля на двух флотах — на Северном и Тихоокеанском.
Для Тихоокеанского флота (ТОФ) предназначена вторая лодка "Александр Невский", головная, "Юрий Долгорукий", будет в составе Северного флота.
Когда же лодки будут приняты в состав ВМФ, их экипажи начнут отработку задач на Северном флоте. Потом экипаж "Александра Невского" будет готовиться для перехода северным морским путем на восток — на ТОФ для дальнейшей службы. Как правило, это занимает год.
- Атомный ракетный крейсер "Адмирал Нахимов"… Что будет с ним?
— Решение по модернизации, в том числе в плане повышения боевого потенциала, пока не принято. Этот вопрос внесен в гособоронзаказ на 2012 год, решение по нему должно быть принято в сентябре.
В ГОЗе есть 5 миллиардов рублей на эти цели. Но чтобы эту статью "раскрыть", нужно подписать соответствующие документы.
- Аналоги "Адмирала Нахимова" будут ремонтироваться?
— "Лазарев" и "Ушаков", к сожалению, надо списывать, это "убитые" корабли. "Ушакову" уже 31 год. Его модернизация будет стоить дороже строительства двух новых эсминцев.
- Эсминцы 956-го проекта тоже будут утилизированы?
— Вовсе нет, эти корабли мы ремонтируем, семь единиц находятся сейчас в боевом составе ВМФ. Поддерживается их техническая готовность. Например, эсминец ТОФ "Бурный" размещен в ремонт на "Дальзаводе". В цехах уже отремонтирована главная энергетическая установка.
Они служат, эксплуатируются, предполагается осуществлять ремонт всех кораблей этого проекта.
- ВМФ полностью отказался от закупок малых подводных лодок типа "Пираньи" для действий спецназа?
— Поставлять "Пираньи" для ВМФ мы не планируем, они предлагаются на экспорт.
Еще в 1989 году было решено, эти задачи целесообразно выполнять за счет роботизированных средств, в том числе и без участия человека. Это те же беспилотники, только в другой, подводной, среде. Таким же путем идут ВМС США. Такая работа ведется, это очень перспективное направление.
- Будет ли создаваться ПАК ФА для морской авиации?
— Этот самолет целевым порядком создается для ВВС, а не для ВМФ. Но все достижения при создании этого самолета должны быть учтены в перспективном самолете для морской авиации в будущем.
Флот пока такой самолет не заказывал, потому что все усилия государства пока сконцентрированы на ПАК ФА. Когда такой самолет будет создан и принят на вооружение, его будет проще адаптировать для флота. Есть такой специальный термин — "оморячивание".
Пока ВМФ будет покупать корабельные МиГ-29К для пополнения парка самолетов палубной авиации.
- Где будут базироваться "Мистрали"?
— "Мистрали" планируется базировать на Тихоокеанском флоте. Есть несколько вариантов — в Фокино или во Владивостоке. До 2014 года, когда придет первый "Мистраль", этот вопрос будет решен.
- Когда планируется заключение нового контракта на строительство третьего и четвертого корпусов "Мистралей" на российских верфях?
— Пока все контракты заключены только по двум "Мистралям". По следующим двум есть разные мнения. Тот контракт, который заключен, предполагает передачу документации, по которой мы будем иметь возможность строить эти корабли.
Но какое-то оборудование будет правильным не делать самим, а закупать у тех же французов, например, пропульсивную, то есть главную энергетическую установку.
Но сначала строительство третьего и четвертого корпусов кораблей типа "Мистраль" должно быть включено в гособоронзаказ, и только потом будет заключаться соглашение с французской стороной, если будет принято такое решение.