Рейтинг@Mail.ru
Вузы приговорили к сокращению, а их преподавателей - к научной работе - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вузы приговорили к сокращению, а их преподавателей - к научной работе

© РИА Новости / Алексей Куденко | Перейти в медиабанкВузы приговорили к сокращению, а их преподавателей - к научной работе
Вузы приговорили к сокращению, а их преподавателей - к научной работе
Читать ria.ru в
Дзен
Наступающий учебный год может оказаться последним для многих российских вузов. Правительство пока решает вопрос о точных сроках и цифрах, но уже понятно, что реорганизация системы высшего образования затронет существенную его часть.

Анна Курская, обозреватель РИА Новости.

Наступающий учебный год может оказаться последним для многих российских вузов. Правительство пока решает вопрос о точных сроках и цифрах, но уже понятно, что реорганизация системы высшего образования затронет существенную его часть.

Студенты, по-видимому, не пострадают от сокращения числа высших учебных заведений, но среди преподавателей неизбежно вырастет конкуренция, считают эксперты.

Будут признаны неэффективными

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в среду заявил, что Минобрнауки РФ к марту 2013 года представит предложения по реорганизации ряда неэффективных вузов, которые не соответствуют статусу высшего учебного заведения.

Тезис о том, что в России стало слишком много слабых вузов, из-за которых существенно снизилось качество высшего образования, в последние месяцы неоднократно звучал из уст первых лиц государства.

В июле президент Владимир Путин поставил перед Минобрнауки конкретную задачу: до конца 2012 года выявить все неэффективные государственные вузы, а до мая 2013 года - разработать и утвердить программу их реорганизации. Спустя две недели глава министерства Дмитрий Ливанов сообщил, что в ближайшие два-три года число госвузов сократится на 20%, а их филиалов - на 30%.

Впрочем, финальные цифры еще могут быть изменены в ту или иную сторону, поскольку, по словам вице-премьера правительства России по социальным вопросам Ольги Голодец, дискуссия о точном числе сокращаемых вузов пока не завершена.

Тем не менее, работа по выявлению "нежизнеспособных" вузов уже ведется. Минобрнауки объявило о предстоящем мониторинге госвузов и разработало перечень критериев, по которым оно будет оценивать их деятельность и принимать решение об их дальнейшей судьбе.

Чтобы заслужить право на жизнь и финансирование от государства, университеты должны будут продемонстрировать свои достижения в образовательной, научной, международной и финансово-экономической деятельности. Список вузов, которые будут признаны неэффективными, будет оглашен уже в декабре.

Реорганизация назрела давно

Вопрос о необходимости сокращения числа вузов, еще несколько лет звучавший почти кощунственно, сегодня почти не вызывает разногласий в обществе. Эксперты единодушны в своих выводах: параллельно с ростом числа вузов в стране падало качество высшего образования.

Еще десять лет назад в России было 630 вузов, а сегодня их уже 1115, причем количество государственных вузов увеличилось лишь с 550 до 650, тогда как частных - с 80 до 460, рассказал на пресс-конференции в РИА Новости ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской. По его данным, число студентов также выросло с 2 миллионов 600 тысяч до 7 миллионов человек.

Необходимость реорганизации системы высшего образования стала очевидна не сегодня. Фактически, она ведется уже с 2007 года. За прошедшие годы в стране были созданы пять федеральных университетов, 27 национальных исследовательских университетов, которые получили существенное финансирование из госбюджета.

К сожалению, росли не только передовые университеты, но и конторы, торгующие дипломами. Любой вуз, не соответствующий современным представлениям о качестве образования, мог получить не только лицензию, но и аккредитацию всех своих программ, рассказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

"На мой взгляд, это стало следствием недостаточной и неэффективной работы Рособрнадзора. Следствием этого, по-видимому, станет предстоящая смена главы ведомства", - отметила она.

В результате сегодня в России высшее образование так или иначе получают практически все выпускники средней школы.

"Сегодняшняя ситуация, когда бюджетных мест в вузах едва ли не больше, чем абитуриентов, - это нонсенс и абсурд", - рассказал на пресс-конференции ректор Сибирского государственного медицинского университета Вячеслав Новицкий.

Казнить, только в крайнем случае - помиловать

Если по каким-либо веским основаниям неэффективный вуз нельзя будет ни присоединить к сильному, ни закрыть, тогда потребуется создать новую программу его развития, рассказал в интервью РИА Новости в середине августа замминистра образования и науки Александр Климов.

Интересно, что наиболее простой, на первый взгляд, способ решения проблемы - "починить" плохо работающий вуз, - оказывается самым последним вариантом для министерства. Все дело в недостатке бюджетных средств, поясняет Ирина Абанкина.

"Средств на действительно масштабное финансирование вузов с учетом их заявок и представлений, у государства сейчас очень мало. Обеспечить продвижение и финансирование программ развития всех вузов России (а с филиалами их сегодня почти 4000), - задача непосильная для госбюджета", - рассказала она.

Самый эффективный путь развития системы высшего образования, который видит министерство, - это дать развиваться сильным вузам за счет тех ресурсов и программ развития, которые у них есть, искать пути кооперации и интеграции, объединения вузов, формирования вузовских сетей, подчеркнула директор Института развития образования НИУ-ВШЭ.

Чтобы выжить и выйти на мировой уровень, университеты должны участвовать в академических исследованиях, развивать науку, считают эксперты. Без этого невозможно будет решить поставленную президентом задачу - ввести пять российских университетов в топ-100 мировых рейтингов.

"У нас волей судеб высшее образование оказалось отделено от науки, но создание крупных университетских центров позволит многим вузам продвинуться в списках лучших университетов мира", - надеется Вячеслав Новицкий.

Студентам будет хорошо, а преподавателям - трудно

Руководство Минобрнауки неоднократно заверяло, что студенты будут защищены от любых негативных последствий реорганизации вузов, права учащихся будут соблюдены в любом случае. Студенты из закрывающихся вузов будут переведены в более успешные и жизнеспособные учебные заведения. Не исключено даже, что на новом месте материальное положение некоторых из них улучшится.

"Наш университет сегодня отрабатывает программу выплаты стипендий студентам, обучающимся на договорной основе. И если в марте будет принято решение о присоединении других вузов к нашему университету, то даже студенты-договорники будут получать стипендию за хорошую учебу", - рассказал ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий.

В отличие от студентов, преподавателей ждет менее определенное будущее. Разумеется, государство несет социальные обязательства по их трудоустройству при реорганизации вузов. Однако сегодня все чаще звучат мнения о том, что в вузах должна быть создана конкурентная среда, и на плаву останутся лишь те преподаватели, которые смогут демонстрировать свои научные достижения.

"Нужно менять менталитет преподавателей вузов, а это чрезвычайно сложно сделать. Я глубоко убежден, что педагог, который не занимается научной работой, не может и не имеет права преподавать в университете", - резюмирует ректор Сибирского государственного медицинского университета Вячеслав Новицкий.

Помогут ли действия чиновников и администраторов поднять уровень высшего образования в стране в ходе реорганизации государственных вузов, или все сведется к физическому сокращению числа университетов, станет ясно уже через несколько лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала