Чемпионка России-2010 в женском многоборье по вертолетному спорту Евгения Замула (штурман) рассказала, почему она остановила свой выбор на "железных машинах" и как подружилась со своим пилотом Маргаритой Афанаскиной.
Ежегодно десятки вертолетных экипажей собираются на чемпионате мира, чтобы выявить сильнейших пилотов, способных выжать максимум из своих машин. Соревнования делятся на несколько категорий, в которых необходимо добиться наибольшей дальности полета, скорости или максимальной высоты. Проводятся как многоборья, так и состязания в каждой из дисциплин.
Евгению Замулу и Маргариту Афанаскину вместе свел случай.
- Все началось с моего судейства соревнований в 2005 году. В то время наш спорт только начинал возрождаться в России. Не хватало ни спортсменов, ни судей. Но постепенно мы подобрались к уровню советских времен, когда вертолетный спорт был на высоте. До 2009 года я была судьей, но всегда мечтала оказаться в небе. Особенно, когда видела полеты с земли. Наконец, мне предоставилась такая возможность. Поступило предложение летать штурманом вместе с Маргаритой Афанаскиной – тогда еще совершенно неопытным, но очень перспективным пилотом. И я, естественно, согласилась. Уже через год мы стали чемпионами России.
- Какие задачи вы выполняете, находясь в воздухе?
- Пилот, прежде всего, управляет машиной. Штурман же выполняет свои функциональные обязанности согласно упражнению. Многое зависит от конкретного вида соревнования. Их в программе чемпионата мира четыре. Незначительные задачи делятся между собой. Например, следить за временем на секундомере. Иногда штурман дает подсказку пилоту, если у того ограниченный обзор. А пилот, в свою очередь, должен знать, как правильно подходить на слаломе, на какую высоту поднять машину, чтобы упростить задачу штурмана.
- Насколько серьезная конкуренция сейчас в сборной России?
- Очень серьезная. Экипажи у нас очень сильные. Об этом говорит тот факт, что представители нашей страны в течение 10 лет никому не отдают пальму первенства на чемпионате мира. Даже на этих соревнованиях борьба за награды разворачивается лишь между россиянами. Представители Англии, Германии и Австрии наиболее конкурентоспособны среди иностранцев.
- Насколько популярным является вертолетный спорт в нашей стране?
- К сожалению, технические виды спорта в России не очень популярны из-за своей низкой зрелищности. Мы стараемся это исправить, выполняя более интересные упражнения. Например, те же вертолетные гонки выгодно отличаются от других дисциплин. Зрителям всегда интересно за ними наблюдать.
- Вертолетный спорт является для вас основным занятием?
- Нет, это наше хобби. За победу на чемпионатах никаких денег мы не получаем, только кубки и призы. Мой пилот Маргарита работает инструктором компании "Аэросоюз".
- Какой ваш любимый вид программы?
- Я люблю навигацию, она непредсказуема и очень азартна. Маргарите нравится полет на точность – дисциплина, более интересная для пилотов.
- Какой возраст является "пенсионным" в вертолетных соревнованиях?
- Возраст большого значения не имеет. Самое главное - пройти медицинскую комиссию. Если врачи дают добро, то летать можно хоть в 80 лет. Бывает так, что частники, увлеченные вертолетами и имеющие свои машины, приходят в спорт далеко не в юном возрасте. Например, Максим Сотников - чемпион мира, который занимается вертолетным спортом около 5 лет. Он очень увлечен им, вкладывает в него душу и помогает в организаторских делах. Именно на нем, а также на президенте федерации Ирине Грушиной держится вертолетный спорт в России.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, занимающийся вертолетным спортом?
- Как и все спортсмены, "вертолетчик" должен быть трудолюбивым, не отчаиваться, уметь справляться с эмоциями и иметь спортивный характер. Не нужно никакой особенной подготовки.
Дмитрий Рачицкий