МОСКВА, 29 авг - РИА Новости. Российские министерства и ведомства продолжают искать новые варианты отбора авиакомпаний на выполнение международных маршрутов - на этот раз обсуждается вариант проведения аукционов. При этом эксперты, опрошенные агентством "Прайм", отмечают, что такая форма отбора приведет к еще большей дискриминации и усилит доминирование крупнейших перевозчиков.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Федеральная антимонопольная служба направила в авиакомпании письма с предложением оценить идею проведения аукционов, сообщил "Прайму" замруководителя ведомства Анатолий Голомолзин.
"Мы спрашиваем позицию авиакомпаний по возможности проведения аукционов для отбора авиаперевозчиков на маршруты. Это не единственный вариант. Вопросы, связанные с проведением аукционов, предложили обсудить наши коллеги из Минтранса. Для того чтобы подготовиться к обсуждению этого вопроса, мы направили запрос в авиакомпании, чтобы понимать, как они относятся к такого рода процедуре. Сейчас мы ждем от авиакомпаний позицию по этому вопросу, затем уже в Минтрансе обсудим их предложения на этот счет", - рассказал он.
ФАС входит в комиссию Минтранса по допуску авиакомпаний к выполнению международных авиамаршрутов.
Пресс-служба Минтранса сообщила агентству "Прайм", что такое предложение обсуждалось, и министерство в целом его поддерживает.
В телекоммуникациях в России отказались от идеи проведения аукционов, потому что это дополнительные затраты для операторов, которые затем транслируются в стоимость услуг. Теперь в отрасли превалирует конкурсное распределение ограниченных ресурсов. В авиации иногда применяется такой способ, но изредка. Например, в некоторых аэропортах, в некоторых странах такой алгоритм существует, но вообще он редко используется, отметил Голомолзин.
Авиакомпании взяли паузу
В крупнейших российских авиакомпаниях не стали комментировать это предложение.
Однако источник, близкий к совету директоров ОАО "Аэрофлот" , назвал это предложение абсурдным.
"Если частоты и будут выставлять на аукцион, то купить их сможет только "Аэрофлот" - большинство других авиакомпаний просто не сможет себе это позволить", - сказал он агентству "Прайм", добавив, что все равно для "Аэрофлота" это предложение неинтересно, поскольку компания в состоянии получать допуски на маршруты при действующих и разрабатываемых критериях отбора.
Источник также отметил, что совершенно непонятно, как ФАС, которая ранее выступала против того, что "дочка" "Аэрофлота" - ОАО "Авиакомпания "Россия" получила допуск на выполнение регулярных полетов в Ниццу, теперь предлагает к обсуждению совершенно противоположное предложение.
В пресс-службах S7 (входят авиакомпании "Сибирь" и "Глобус") и "Трансаэро" подтвердили факт получения письма, направленного Голомолзиным, но от дальнейших комментариев отказались. В "Трансаэро" лишь отметили, что авиакомпания готовит ответ.
"Если эта практика будет внедрена, то это будет уникальный мировой случай. Мы считаем, что деньги не должны являться единственным критерием для выбора перевозчика на маршрут", - сказали агентству "Прайм" в авиакомпании "ЮТэйр" , добавив, что должны учитываться и другие критерии, прежде всего безопасность полетов.
А кто полетит?
Эксперты отмечают, что, если маршруты будут разыгрываться на аукционах, то прежде всего это будет выгодно крупнейшим российским авиакомпаниям.
"Выгодно крупным компаниям, у них больше финансовой возможности. Допуск к международным линиям через аукцион - сложный процесс, согласование идет с обоих сторон и метод выбора по балльной системе не всегда работает. Но получается, что малые компании выпадут из обоймы. Так, может, они сократят количество таких компаний, которые, по сути, и не нужны. У нас есть пять авиакомпаний крупных, а остальные не смогут участвовать в игре", - считает аналитик "Атона" Никита Мельников.
Подход простой - если бы авиакомпании между собой договорились о том, как будет работать межведомственная комиссия, то таких решений и не последовало бы, считает глава аналитического агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
"Преимущества аукционного подхода очевидны - кто больше заплатил, тот полетел. Но в этой системе стоит ставить определенные ограничения. У кого нет сертификатов IATA или те, у которых есть какие-то постоянные задержки маршрутов, - их не стоит допускать к торгам. Есть сертификаты, что ты должен пару лет летать внутри страны, а потом за рубеж, об этом тоже не стоит забывать", - говорит Пантелеев.
О чем спор
Минтранс на протяжении 2012 года ведет переговоры с европейскими странами о либерализации межправительственных соглашений в области гражданской авиации. Речь идет об увеличении числа назначенных перевозчиков, городов и частоты полетов. Еще с советских времен на большинстве маршрутов назначенным перевозчиком является "Аэрофлот".
Авиакомпания в свою очередь не против идеи либерализации. В "Аэрофлоте" лишь отмечают, что правила должны быть прозрачными и понятными.
Представители "Трансаэро" говорили, что на сегодняшний день авиакомпания имеет только 144 допуска на международные направления, а группа "Аэрофлот" - более 540 допусков.
При этом процесс либерализации не обходится без скандалов.
После конфликта, разгоревшегося между "Трансаэро" и Росавиацией из-за допусков на выполнение ряда чартерных маршрутов в Италию, авиационные власти двух стран договорились увеличить частоту полетов из России в Рим и Милан в 2,5 раза и ввести второго назначенного авиаперевозчика, которым стала "Трансаэро".
Не обошелся без скандалов и выбор второго назначенного перевозчика в Ниццу. "Трансаэро", опять же после долгих прений, была назначена вторым перевозчиком на линии Москва-Париж. Авиакомпания также подавала заявку на Ниццу, однако вторым назначенным перевозчиком стала "Россия". "Трансаэро" была крайне недовольна таким решением авиавластей.
Для того чтобы разрешить такие спорные ситуации, Минтранс решил забрать функции регулятора у Росавиации и создал комиссию, в которую вошли представители профильных министерств и ведомств.
Минтранс также решил разработать новые критерии отбора авиакомпаний к допуску на международные маршруты. К примеру, министерство предлагало снимать баллы за такой критерий как аффилированность и, наоборот, добавлять баллы за наличие в парке авиакомпании судов отечественного производства и наличие сертификата IOSA.
В Минтрансе ранее сообщали, что до конца августа министерство ожидает консолидированной реакции от авиакомпаний.
И снова аффилированность
Голомолзин подтвердил позицию ФАС, что критерий "аффилированность" при отборе авиакомпаний должен быть одним из основных.
"Аффилированные - это более 20%, а группа лиц - это прямой контроль, который может быть установлен различными способами, закон о защите конкуренции их устанавливает. Минэкономразвития солидарно с нашей позицией", - сказал он.
Против этого критерия выступает "Аэрофлот", так как в этом случае его "дочки" не смогут бороться за новые маршруты.
Дополнительные допуски на маршруты не должны выдаваться тем авиакомпаниям, которые уже присутствуют на маршрутах, а также тем авиакомпаниям, которые являются дочерними и зависимыми, добавил замглавы антимонопольного ведомства.
"Минтранс в этом вопросе в целом нас поддерживает, единственное, что он считает, что этот вопрос может обсуждаться в качестве одного из критериев отбора. Мы же считаем, что это должно быть не одним из критериев отбора, а необходимым условием", - сказал Голомолзин.
Нужно выделять маршруты именно новому участнику, подчеркнул он.
"Обсуждаются другие предложения, например, работа, которую могут провести авиакомпании по открытию маршрута - переговоры с другой стороной, уполномоченными авиационными властями, аэропортами, чтобы иметь возможность открытия нового маршрута. В принципе, вот этот критерий, мы тоже считаем, что он реально может быть дополнительным", - добавил замглавы ФАС.