МОСКВА, 29 авг - РИА Новости, Ольга Липич. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит в среду вечером в храме Христа Спасителя богослужение с чином погребения Божией Матери, традиционно совершаемое в дни празднования Успения (земной кончины) Богородицы, сообщила пресс-служба предстоятеля Русской православной церкви.
Накануне, в главный день Успенских торжеств (28 августа), патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
Успение Богородицы
Праздник Успения - один из 12 главных православных праздников - посвящен земной кончине Божией Матери. Его название происходит от слова "уснуть" и указывает на то, что Богородица осталась после своей видимой телесной кончины непричастной смерти. Христиане верят, что, телесно оставив землю, Дева Мария не перестала ходатайствовать пред Сыном за мир и Церковь, и воспринимают торжества Успения как напоминание об этом.
По церковному преданию, в конце земной жизни Богородицы архангел Гавриил возвестил Ей о грядущей кончине. Перед смертью Она пожелала проститься с учениками Иисуса. Многие из них в то время проповедовали христианство в далеких странах, но по молитве Пречистой Девы апостолы были чудесным образом собраны у Ее одра. А когда пришло время кончины, Сам Христос явился у одра Матери и принял Ее душу.
После смерти Богоматери апостолы похоронили Ее тело в пещере Гефсимании. Однако на третий день, желая утешить опоздавшего на погребение апостола Фому, ученики Христовы открыли гробницу Пресвятой Девы и увидели в ней только погребальные пелены и уверовали, что Богородица была воскрешена и вознесена на небо.
Праздник был установлен к середине первого тысячелетия, и в наши дни отмечается большинством христиан мира.
Чин погребения Богородицы
Этот сравнительно поздний по времени возникновения чин является подражанием чину погребения Спасителя, совершаемому на утрени Великой субботы (на Страстной неделе перед Пасхой). Считается, что он зародился в средние века и имеет иерусалимское происхождение.
Как говорится в сообщении на сайте Русской православной церкви, в Гефсимании (священном месте в Иерусалиме, где произошло событие Успения) чин погребения Пресвятой Богородицы служится накануне праздника Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого.
На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме хранится плащаница с изображением Успения Богородицы, и еще с праздника Преображения Господня (19 августа) перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня. За несколько дней до Успения настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию и краткий молебен перед плащаницей, а затем она торжественно переносится в Гефсиманию - в память перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе традиционно участвует множество паломников. В Гефсимании плащаницу кладут в каменной пещере на ложе Богоматери.
Утром в день празднования патриарх Иерусалимский традиционно возглавляет саму службу погребения Богоматери, состоящую из пения специальных богослужебных текстов с похвалами, подобными тем, что звучат в Великую субботу Страстной недели, когда христиане вспоминают пребывание во гробе Самого Христа. По окончании празднования Успения плащаница крестным ходом относится обратно на Гефсиманское подворье Иерусалима.
На Руси чин погребения получил большое распространение в XVI веке и издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре.
В 1845 году был осуществлен перевод Иерусалимского последования погребения с греческого языка на церковнославянский. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием "Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа".
В настоящее время в приходской практике чин погребения Богородицы может совершаться либо на утрени накануне праздника Успения, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней после наступления праздника.