Рейтинг@Mail.ru
Флотские маневры как отражение большой политики - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка супертега Новое оружие России
Новое оружие России

Флотские маневры как отражение большой политики

© Фото : пресс-служба ЗВО по Северному флотуУчастники учений "Северный орел-2012"
Участники учений Северный орел-2012
Читать ria.ru в
ВМФ России завершил в субботу очередные совместные учения с участием ВМС стран НАТО: "Северный орел-2012". Трехдневные маневры, насыщенные отработкой боевых и гуманитарных операций, проходили в Норвежском и Баренцевом морях.

Илья Крамник, обозреватель РГРК "Голос России", специально для РИА Новости, Североморск-Москва.

ВМФ России завершил в субботу очередные совместные учения с участием ВМС стран НАТО: "Северный орел-2012". Трехдневные маневры, насыщенные отработкой боевых и гуманитарных операций, проходили в Норвежском и Баренцевом морях.

Учения эти оказались достаточно интересными и сами по себе, но в данном случае наибольший интерес представляет тенденция: совместные маневры России и НАТО проводятся все чаще.

Северный орел: за пределами релиза

Можно отметить и еще одну тенденцию: совместные учения России и НАТО содержат все больше "боевых" элементов, отходя от традиционного для раннего периода взаимоотношений сосредоточения на гуманитарных операциях. "Орел двадцать-двенадцать" не стал исключением. Маневры вышли насыщенными и куда более интересными, чем это можно узнать из сухих строчек официального пресс-релиза.

Гуманитарная составляющая никуда не делась - значительное внимание было уделено спасательным операциям, и здесь российские моряки стали лучшими.

Поисково-спасательный вертолет Ка-27 с БПК (большого противолодочного корабля) "Адмирал Чабаненко" взлетел первым, и первым же обнаружил плоты и манекены, плавающие в воде. При этом учения проводились в обстановке, близкой к реальной - норвежцы, сбрасывавшие манекены, не предупреждали о точном времени и районе поисков заранее.

По словам участников, поиски осложнялись большим количеством "ложных целей" - маневры проходили в районе интенсивного рыболовного промысла, и поверхность моря была усеяна буйками рыбачьих сетей.

"Чабаненко" отлично проявил себя и в других эпизодах, что неудивительно. За последний год корабль под командованием капитана I ранга Станислава Варика прошел более 40 тысяч миль, став самым "ходовым" кораблем ВМФ России. Участие в предшествовавших международных учениях - ФРУКУС-2011 и Помор-2012, а также в маневрах ВМФ России, позволили экипажу "сплаваться", облегчив подготовку.

Совместно с норвежским кораблем береговой обороны "Нордкап", "Чабаненко" утопил плавающую мишень. При этом американский эсминец "Фаррагут" в стрельбах не участвовал - по имеющейся информации, его 127-миллиметровая "универсалка" сломалась в самом начале стрельб. Потом пушку починили, и американцы "отстрелялись" по индивидуальной программе.

Свою выучку демонстрировали не только российские моряки, но и пилоты. Изображавшие "воздушного противника" палубные истребители Су-33 выходили на корабли на трансзвуковых скоростях и сверхмалых высотах - около 20 метров, что сильно затрудняло их своевременное обнаружение.

Через некоторое время по просьбе американской стороны, мотивированной заботой о безопасности полетов, высота была увеличена до 50 метров. Со стороны НАТО атаки с воздуха отрабатывали F-16 норвежских королевских ВВС - они продемонстрировали эффектный пилотаж, но опускаться на сверхмалые высоты не рискнули.

Помимо истребителей, с обеих сторон в воздух поднимались и противолодочные самолеты: норвежские P-3 Orion американской постройки и несколько более крупные, но очень похожие на своих НАТОвских "визави" российские Ил-38.

Маневры для себя

Помимо "Северного орла", российский флот участвовал и в других совместных маневрах, среди которых особое место занимает тихоокеанский RIMPAC-2012, состоявшийся в июне-июле 2012.

В этих крупнейших на планете военно-морских учениях российский флот участвовал впервые. "Римпаки" проводятся с 1970-х годов, и некогда они были основным экзаменом для флотов стран АТР во главе с США, на котором проверялась их готовность противостоять советскому тихоокеанскому флоту.

Сегодня основного противника на этих учениях никто не называет прямо, но по подбору участников он очевиден: в маневрах задействованы практически все страны АТР, кроме Китая и его ближайших клиентов - КНДР и Пакистана.

При этом весной 2012 года на Тихом океане прошли совместные российско-китайские маневры, также весьма насыщенные боевыми эпизодами, но принять участие в RIMPAC России это не помешало.

География совместных военных мероприятий с российским участием сегодня широка как никогда. "Континентальные" маневры ОДКБ, морские и сухопутные учения с Индией, совместные маневры на суше, в море и в воздухе с Китаем, совместные маневры во всех средах с США - вплоть до обмена визитами спецподразделений, и множество других мероприятий.

Делать выводы по одному из этих учений или даже по их серии о направлении политических интересов России - вряд ли осмысленно. Но можно констатировать, что Россия сегодня находится в довольно выгодном положении. Не будучи связана блоковыми обязательствами ни с кем из крупнейших игроков - ни с США, ни с Китаем, Россия сумела, хоть и не без проблем, выстроить собственный военно-политический блок, участники которого кровно заинтересованы в добрососедских отношениях и реальном сотрудничестве с Москвой.

За пределами ОДКБ Россия стремится сохранить свободу рук, не связывая свои действия с интересами какой-либо из сторон.

Метроном российского флота

"Одна реформа, вторая, третья … их уже много было, но результата не видно. Сегодня решается наша судьба - если текущая реформа не даст нужных изменений, реформировать дальше будет нечего", - такую, или примерно такую оценку положения флота можно услышать от многих действующих и отставных офицеров.

Одна из главных проблем - стареющий корабельный состав. Один из самых современных кораблей Северного флота, "Адмирал Чабаненко" уже перешагнул 16-летний рубеж со дня ввода в строй, а большая часть базирующихся в Североморске кораблей построена еще в советское время.

Будут или нет строиться для ВМФ России новые авианосцы - вопрос гадательный, но сейчас флоту нужна "основа" - большое количество многоцелевых кораблей дальней морской и океанской зоны с современным ракетным вооружением. Корветы, строительство которых постепенно раскручивается, годятся для Балтики и Черного моря, возможно - для достаточно ограниченных театров Средиземного и Японского морей. Но океанские просторы Севера и Дальнего Востока требуют ускоренного строительства более крупных кораблей.

Строящиеся сегодня фрегаты нового поколения проекта 22350, водоизмещением около 4500 тонн и с разнообразным вооружением, предназначенные именно для Северного флота в первую очередь, способны во многом заменить более крупные эсминцы и БПК советской постройки.

Однако, уверенный контроль над океанским пространством может дать только современный эсминец водоизмещением около десяти (возможно - и более) тысяч тонн, с солидным арсеналом в универсальных пусковых установках.

Подобные корабли сегодня составляют основу надводного флота США и Японии, и строятся в ряде других стран. Россия пока что к строительству новых эсминцев не приступала - первоначально запланированная на 2010-2011 годы закладка головного корабля сегодня сдвинута на 2013-2014 годы.

Предполагается, что к этому моменту значительная часть оборудования будет испытана на кораблях классов корвет/фрегат новой постройки, что ускорит сроки строительства эсминца. Предполагается, что первая серия будет насчитывать шесть кораблей. С учетом необходимости поддерживать присутствие на двух удаленных друг от друга океанских ТВД, ВМФ России нуждается как минимум в 12-16 кораблях такого класса.

Другой проблемой является качество подготовки личного состава. Сокращенный до года срок службы по призыву приводит к тому, что матросы увольняются в запас немедленно после освоения своей специальности, и цикл приходится повторять.

Общее мнение офицеров флота сводится к тому, что плавсостав должен набираться исключительно из добровольцев по контракту, тем более, что с повышением доходов военнослужащих растет число желающих "встать в ряды". Представляется, что с учетом относительной немногочисленности ВМФ России задача полного перевода плавсостава ВМФ "на контракт" может быть решена без фатальной перегрузки бюджета.

Тем временем, пока в Москве и Санкт-Петербурге размышляют над дальнейшими путями развития флота, корабли ВМФ готовятся к крупным осенним маневрам, которые завершат "летний учебный период". Когда на Северном флоте появятся новые корабли в достаточном количестве - сказать пока сложно. Но людей для них готовят уже сейчас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала