В "Огороде" "Персональная царская ложа" я рассказывал про надевающееся на голову приспособление (шлем? очки?) от Sony: эдакий персональный кинотеатр. И сравнил впечатление от просмотра кино с его помощью с тем, что получают зрители, сидящие в царской ложе: видно только сцену, зато она заполняет поле зрения практически полностью, впритык. Тютелька в тютельку. Это очень забавно, поскольку создается совсем другое впечатление от картинки, чем бывает в зрительном зале большого кинотеатра, либо у сравнительно большого телевизора дома перед диваном.
Ибо в этих случаях, как правило, совсем не трудно (это происходит автоматически) виртуально продлить экран, окружить им себя, вообразить, что экран тебя обступает полностью, только ты "окружающую" часть не видишь, а предполагаешь. Способствует такому ощущению объемный многоканальный звук: то он сбоку, то и вообще сзади. И, коль он оттуда идет, естественно предполагать, что и там - сбоку или сзади - идет какое-то действие, пусть недоступное визуально, однако идет.
В очках же (в шлеме) ощущение от картинки совсем иное: она представляется именно что сценой далеко впереди и ограничена виртуальными порталами, которыми ни в кино, ни на диване не умеют так явно выступать задрапированные порталы кинозала и рамка телевизора.
В шлеме эти порталы почти… осязаются. И потому всякий звук, идущий не "со сцены", а откуда-нибудь сбоку и уж тем более сзади, представляются мало связанными с происходящим "на сцене" и скорее мешающим визуальному восприятию, нежели его усиливающим.
И, может быть, ровно поэтому невнятность (в смысле "окружения") виртуального многоканального (так заявляет производитель) звука шлема не столько раздражает, сколько вызывает подсознательную благодарность.
У меня, конечно, нет и тени подозрения, что в Sony специально добивались этой невнятности, тонко почувствовав своеобразие видеопредставления; у них просто лучше не получилось (да и не могло получиться), однако результирующий факт остается фактом и требует от меня фиксации.
Ну вот вообразите: сидите вы в этой виртуальной царской ложе и вдруг слышите за спиною шаги. Понятное дело, в ложу вошел террорист Савинков с револьвером в руке и с единственной целью - застрелить вас… Вот и наслаждайся тут оперой!
Так или иначе, но какие-то элементы звукового окружения и у сониевского шлема есть и, коль уж есть, не могу пропустить и некоторые другие подробности, которые не уместились в вышеупомянутом "Огороде". Подробности же таковы.
Звук вместе с видео поступает в управлялку шлема (а уже из нее - по проприетарному интерфейсу - в сам шлем) по HDMI, который, собственно, в основном отличается от чисто "визуального" DVI как раз умением передавать звук.
Подается он, понятно, с проигрывателя, и если проигрыватель умеет вычленять "сырой" необработанный звук, а вы предпочитаете именно такой, его обработкой занимается процессор воспроизводящего устройства: либо многоканальный усилитель, ресивер, либо, в данном случае, звуковой процессор управлялки шлема.
И тут вдруг выясняется, что если со сравнительно старыми звуковыми форматами вроде ac3 или DTS управлялка справляется отлично, с форматами новыми, пришедшими вместе с Blu-Ray, у нее совсем не все так гладко.
Выбираешь в фильме, который намереваешься посмотреть, звуковую дорожку DTS-HD Master или Dolby TrueHD, и слышишь… звенящую тишину. Правда, с третьим Высоким Звуковым Форматом - многоканальным LPCM без сжатия - у шлема все в порядке.
Остается заходить в настройки проигрывателя, и, если они позволяют (как, например, настройки на Dune), выбирать вместо "сырого потока" (bitstream) поток, декодированный в PCM. То есть полагаться на декодировочные способности самого проигрывателя, которые (когда есть в полном наборе), как правило, куда скромнее способностей минимально-среднего ресивера. Или, в данном случае, - звуковой части управлялки шлема.
К тому же, если вы ставите в настройках проигрывателя "преобразование в PCM", максимум, что вы сможете получить на выходе - это самое многоканальное PCM без разных бонусов Высокого Звука вроде повышенной частоты сэмплирования. Другое дело, что в довольно все-таки скромных наушниках шлема разобрать эти тонкости вам вряд ли удастся, однако все равно несколько обидно.
Зацепившись за эту странность, я принялся гонять самые разные фильмы с самым разным "звуковым набором", и обнаружил, что с некоторых дисков, например, с тестового Digital AV Navigator Super HiVi CAST Check & Adjustment Blu-ray 1080i/p AVC LPCM 7.1 или парочки последних отечественных релизов фильмов шлем умеет снимать и DTS-HD Master, и Dolby TrueHD.
Полное же непонимание таких дорожек демонстрировали перекомпилированные в ts- или в mkv-формат ленты. То есть неумение разбираться в Высоком Звуке не было замыслом производителя шлема. Просто писатели кода основывались на каких-нибудь старых или слишком строгих стандартах и совсем не думали, как думают программисты той же Dune, о максимально возможной (в идеале - полной) совместимости со всем.
Будем надеяться, что в обещанной Sony к поздней осени новой версии шлема будет все нормально и с Высоким Звуком.
И, коль уж речь зашла про Dune, считаю себя обязанным рассказать о странном баге, недавно мною обнаруженном. Я уже рапортовал о нем техническим специалистам обеих сторон и, возможно, правильнее было бы рассказать про него, когда проблема будет решена или хотя бы локализована; но за это время кто-то, возможно, потратит деньги и разочаруется, и я со своими колонками окажусь в этом виноватым. Хотя бы отчасти.
Речь вот о чем. Когда я взял на тест четырехтерабайтник от Seagate Backup Plus Desk, памятуя о проблемах с их же трехтерабайтником, первым же делом, записав на него пяток-другой фильмов, подключил его к Dune и, убедившись, что все в полном порядке (и отрапортовав об этом читателям), обрадовался и успокоился.
Как выяснилось теперь - преждевременно. Едва мой Seagate Backup Plus Desk заполнился кино под завязку, он стал очень странно восприниматься Dune. Вроде все папки видятся (однако из двух iso-файлов один видится нормально и представляется правильной иконкой, в виде диска, а другой - как текстовый файл, не читается в режиме проверки и не запускается, а пропускается), однако подавляющее их большинство при запуске выдает ошибку ввода/вывода и вешает Dune намертво.
Точно сказать сложно, но впечатление сложилось такое, будто нормально проигрываются только те папки, что успели попасть на первую, двухтерабайтную, часть диска, те же, что дальше - увы… Все это повторилось и на другой Dune, и на каждом из USB-портов, и даже при смене источника питания.
И в Dune, и в Seagate пообещали попробовать разобраться с проблемой в ближайшее время, но, во-первых, это может затянуться, во-вторых - не получиться вообще (как не получилось с вышеупомянутым трехтерабайтником), поэтому я предупреждаю всех, кто намеревается приобрести Seagate Backup Plus Desk для накопления фильмов с последующим проигрыванием их именно и напрямую с Dune: вас ждет засада, так что, возможно, имеет смысл несколько повременить и дождаться новой прошивки (прошивок). Или новых моделей.
Что касается меня, я сейчас вынужденно смотрю записанные на Seagate Backup Plus Desk фильмы, предварительно копируя их (поштучно) на маленький винчестерчик, а по просмотру - стирая.
Ибо с компьютером Seagate Backup Plus Desk дружит абсолютно и записанных на себе файлов не портит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции