Кого брали, а кого не брали в армию 200 лет назад? Каково было, в целом, физическое состояние тогдашних новобранцев? Сколько времени нужно было провести в "учебке" перед настоящей службой? Читайте материал и смотрите таблицу физического состояния ополченцев накануне Отечественной войны России с Наполеоном.
В начале XIX века командование русской армии столкнулось с проблемой недостатка в армии крепких и квалифицированных бойцов. На то была причина: весь предыдущий век страна провела в истощающих нацию войнах. За сто лет войн прошло тринадцать рекрутских наборов: в армию забирались самые сильные и здоровые мужчины, способные переносить тяготы армейской жизни, и именно они гибли в ходе военных действий. Таким образом, армия и нация в целом несли невосполнимые потери в лице лучших из солдат, заменить которых становилось все труднее.
Призвавшись, новые солдаты не получали предварительной военной подготовки, они сразу направлялись в полки, где познавали военное дело на практике, обучаясь у старших товарищей. Однако, с увеличением армий и повышением разрушительных возможностей оружия начали истощаться и опытные военные кадры, способные в полевых условиях осуществлять подготовку новобранцев.
Создание так называемых "рекрутских депо", своеобразных обучающих центров для новобранцев, стало одним из значимых достижений Алексея Аракчеева на посту военного министра. Вот что пишет об этом в своей книге британский историк Доминик Ливен: "Аракчеев выражал надежду на то, что это в какой-то мере ослабит неизбежный психологический стресс, связанный, как он объяснял, с тем, что крестьянин отрывался от привычной жизни в деревне и подвергался воздействию совершенно иного общества и армейской дисциплины".
В тот же самый период был издан ряд документов с жесткими критериями набора рекрутов. Среди них - "Положение о назначении нижних воинских чинов в неспособные" и наставление "О смотре рекрутских депо". Эти положения устанавливали нормы годности и негодности к прохождению военной службы.
Пороки рекрутов, с которыми не брали в армию - смотрите таблицу >>
Несмотря на стремление командования усилить личный состав, годными для несения службы признавались люди с такими, казалось бы, неудобными для службы заболеваниями, как косоглазие или отсутствие пальцев на руке, если это "не препятствовало заряжать и действовать ружьем", не браковали "заик и косноязычных, если только могут сколько-нибудь изъясняться", "редковолосых" и т.п.
К январю 1809 года число запасных рекрутских депо достигло 29, а к марту 1911 года их число достигало 40. От дивизии для обучения рекрут в депо выделялась команда из шести обер-офицеров, 24 унтер-офицеров и 240 рядовых, кроме того 3 барабанщика, 3 цирюльника, 3 лазаретных служителя. Во главе каждого депо стоял штаб-офицер. К командиру депо был прикомандирован адъютант из офицеров инвалидной роты. Из обучающихся во 2-м кадетском корпусе при выпуске их в офицеры ежегодно по 6 человек направляли вместо полка в каждое депо. (Стоит отметить, что в разных источниках, у разных историков общее число рекрутских депо и личного состава армии и призванных варьируются).
Обучение солдат длилось не менее девяти месяцев. В зимний период, прикомандированные в депо рекруты проживали на квартирах в городе или в ближайших селениях уезда, где размещалось депо. С наступлением летнего времени рекруты должны были собраться в лагерь. В сборном месте командир дивизии распределял рекрутов по полкам. С момента движения со сборного места в свой полк рекрут считался уже рядовым. До этого времени он получал питание от населения тех мест, где стоял на квартире, теперь от провиантского департамента армии — полноценное полковое жалованье.
Дополнительный источник: Отечественная война и русское общество. 1812-1912. В 7-ми томах. Москва, издание Тов-ва И.Д. Сытина, 1911-1912 год. Том V