Материал подготовлен проектом Туризм Группы сайтов РИА Новости >>
Сызранская помидора, это, конечно, великолепно. Это, не побоюсь излишнего пафоса, звучит гордо. Красное знамя, сила и оружие Самарской области и всего Поволжья.
Помидора, особенно когда она большая и спелая, ярко красного или багрового цвета (можно и оранжевого), порезанная толстыми кругами и посыпанная крупной солью бежевого цвета запросто сводит с ума и сбивает с ног любого среднестатистического столичного жителя, с детства замученного парниково-нитратной продукцией непонятного происхождения. Впрочем, и миниатюрные "дамские пальчики" тоже требуют немедленного съедения и производят подобный эффект.
Право слово, ну что еще нужно нашему человеку для полного счастья?! Разве что маленькую - 30-50 грамм - рюмочку и свежеиспеченный кусочек черного хлеба. Для полноты картины можно добавить маленький, крошечный, с наперсток величиной малосольный огурчик...
Золотой край
В общем-то не вызывает вопросов, почему жители Сызрани стараются показать свой город в августе - урожай, знаете ли. Сначала все пробуют помидору, чувствуют разницу, после чего радушные хозяева могут делать с гостями все что заблагорассудится: турист/командировочный становится безвольным и податливым, он начинает искать у себя волжские корни и интересоваться местными инвестиционными проектами и ценами на сызранскую недвижимость.
"Вы тут наркотики выращиваете?" - интересуются ко всему вроде бы привыкшие журналисты, никак не соглашающиеся по доброй воле покинуть совершенно обычные по площади шесть соток жителя Сызрани Алексея Крайнего, смущающегося от того, что жена отъехала за покупками и на стол приходится накрывать в авральном порядке. Акулы пера ходят, мягко говоря, в томатных джунглях - на маленьком участке растет девять сортов золотых яблок (тех самых pomo d'oro). И как здесь, спрашивается, не попробовать хотя бы по одному ломтику?! И еще по одному, и еще по два... В какой-то момент просыпается совесть, но желудок жестко приказывает рукам безо всякого посредничества со стороны головного мозга - и руки сами тянутся к тарелке.
"Просто земля тут у нас такая", - снисходительно отвечают на вопросы заезжих гостей руководители местной администрации, и слова их охотно подтверждают независимые эксперты - сызранские бабушки, готовящиеся к празднику загодя. "Такая помидора, - молвят они, - только у нас растет, и больше нигде. Почва, она, знаете ли, как и кадры, решает всё".
Всё или почти всё, добавим мы. Земля сызранская богата и обильна, но без труда не вырастает ничего и нигде: вот и трудятся день и ночь "кадры" - дачники, фермеры и городские жители, и пашут, и пашут и пашут, потому что даже самая богатая земля сама по себе бессильна, если не полить ее потом и кровью. Ну и, конечно, не забыть добавить волжской воды, местного синего неба, яркого солнца и вольного ветра. Вкус получается удивительным, ни на что не похожим. Так вкусно, как ни в каких Москве и Питере не найти.
Да, я совсем забыл о рыбе. Рыба - это тоже архиважно, хотя и стоит, в смысле плывет, несколько особняком. Это всегда надо иметь в виду, когда будете считать стоимость поездки на среднюю Волгу.
Томатная специализация
Начиналось все, как это часто бывает у нас, в России, с соревнования - кто больше нашей Родине-матери ценен. Вот, скажем, Самара. Большая и важная, запасная столица во время Великой Отечественной, центр космического ракетостроения, "Ах, Самара-городок" и так далее. Ничего не скажешь, легендарный город. Нежно любимый любым русским и даже иностранным человеком, который хоть раз здесь побывал.
Рядом с ним - до слез знакомый каждому российскому автолюбителю, даже давно пересевшему за руль Ferrari, Тольятти, еще одна столица, только на этот раз отечественного автопрома. Тоже, по большому счету, все ясно. Никому из россиян не надо объяснять, что это за город такой и что в нем можно и нужно смотреть.
На фоне двух таких известных городских агломераций Сызрань, будучи третьим по величине городом Самарской области, была все время на положении младшего ребенка в большой семье. Не провинция, конечно, но и не такой город, чтобы его все знали. Нет здесь величественных небоскребов и спа-ресортов, нет аллей звезд и круглосуточно работающих казино, в которых за ночь проигрываются миллионные состояния. Все чуточку попроще и по-домашнему.
Но Сызрань при этом - не ярославский Мышкин или ивановский Плес, которые самой природой своей и величиной быстро стали туристическими жемчужинами, не провинциальная Россия, в которой наличники, колокольные звоны, Поленов или Коровин, самовары и музеи деревянного зодчества... Сызрань, хоть и стоящая в тени своих более именитых коллег-конкурентов, вполне себе самодостаточный большой город, промышленный центр, сохранивший, тем не менее, на большой части своей территории купеческое великолепие конца XIX века. Многое, конечно, портит сайдинг и безудержная реклама сетевых российских компаний, но и за ней видно, как тут красиво!
Мы идем от железнодорожного вокзала, тоже построенного в XIX веке и только что отреставрированного, в сторону прямой, как стрела улицы Советской, где что ни дом - то живая история купеческого Поволжья. А заканчивается та улица Спасской башней Сызранского кремля, между прочим, единственного сооружения подобного рода, сохранившегося на территории Самарской области. Город осеняет кафедральный собор Казанской Божьей Матери, маковки которого переглядываются с золотым куполом главного храма Сызранского Свято-Вознесенского монастыря, чей настоятель отец Марк всегда рад рассказать каждому историю своей земли.
Возвращаемся на Советскую и идем по ней то в одну сторону, то в другую, то вдоль, то поперек - улица большая (раньше так и называлась - Большая и Центральная) и широкая, и вот здесь - ах, какая резьба по дереву! А здесь - ох! какой особняк! И магазин, название которого еще поискать, - "Гардеробы"!
Опять помидору продают. Только что были на Советской, но вот она площадь "Помидорный рай", вот аллея "Помидоры мои раскудрявые" - горожане временно, на период праздника переименовывают свои улицы и площади. Удар в колокол, и начинается шествие, парад, карнавал - "Сызранский помидор" вступает в свои права.
Идея проведения такого праздника возникла у городской администрации в 2001 году. Первоначально предполагалось, что он станет составной частью большого фестиваля "Серебряные трубы Поволжья", на который съезжаются духовые оркестры из разных регионов России и других стран. За 11 лет праздник перерос маленькое сопутствующее мероприятие, и уже кажется, что это оркестры специально приглашают на праздник сбора томатного урожая.
Праздник на вырост
Идет по широкой улице оркестр: кадеты-трубачи, а за ними сербский танцевальный ансамбль, а за ними - совершенно неожиданно промоутеры "Билайна", хором повторяющие мантру о несущем успех пчелином бренде. Правда, рядом идущая бодрая старушка неожиданно громко говорит так, что слышат все: "Все равно "Мегафон" круче". Все хохочут, в том числе и группа сторонников "Билайна", шествие идет дальше.
Вслед за оркестрами - дефиле прекрасных девушек, одетых в костюмы, не оставляющие сомнения - сейчас здесь пройдет конкурс городских помидорных красавиц и, вероятно, красавцев - все, как на подбор, красные с оранжевым отливом.
Мы выходим на главную площадь, - имени Ленина, разумеется, где уже накрыты столы, и каждый - загляденье: какие же чудеса можно взрастить на грядке! Здесь не только помидора, но и огурцы, баклажаны, кабачки. Приодевшиеся бабушки громким шепотом обсуждают: "Внимание! Делегация идет! Будем "Калинку" петь!". А вот и продавцы семян, один вид которых пестует в душе гостей надежду взрастить в родных широтах сызранскую помидору. Впрочем, как показывает практика, даже если землю вы с собой увезете в Москву, где же там взять местного солнца?!
Рядом с импровизированной ярмаркой-выставкой идет концерт. Каждый день в течение недели артисты, профессиональные и самодеятельные, играют на городских площадках и на местных предприятиях. В городе праздник, к которому готовятся загодя, и вот уже приезжают сюда туристы, и даже гордая Самара снаряжает в Сызрань комфортабельную электричку, с телевизорами и мягкими креслами - специально на праздник, и все говорит о том, что от разового чартера такая практика продолжится и дальше.
Однако, как и все на свете, праздник заканчивается. Вечер, аэропорт, самолет, ручная кладь у московского самолета одинаковая - большие целлофановые пакеты с помидорой. "До свидания! - говорят нам сызранцы. - Приезжайте еще!" Нельзя не приехать!
Юрий Щегольков