В пятницу, 24 августа, в окружном суде Осло огласили приговор по громкому делу "норвежского стрелка" Андерса Брейвика, обвиняемого в терроризме. 22 июля 2011 года обвиняемый устроил взрыв в правительственном квартале норвежской столицы, в результате которого погибли восемь человек, а затем открыл стрельбу в молодежном лагере рабочей партии Норвегии на острове Утёйя, где погибли 69 человек. Суд приговорил Брейвика к 21 году тюремного заключения.
Брейвик будет содержаться в тюрьме Ила, где он провел больше года с момента задержания. Здесь будут созданы специальные условия для содержания опасного преступника. По истечении срока заключения, суд сможет его продлевать, если будет признано, что Брейвик представляет опасность для общества.
Главный вопрос, на который должен был ответить суд, кто такой Брейвик - человек, страдающий параноидальной шизофренией и требующий специального лечения, как заключила одна группа экспертов, или хладнокровный убийца, лишивший жизни 77 человек, - в этом уверена вторая группа специалистов, проводившая обследование террориста.
Сам Брейвик при этом неоднократно утверждал, что он психически здоров. К вердикту, признающему его невменяемым, "стрелок" относится как к унижению, и уже выразил намерение обжаловать такое решение суда.
Брейвик также заявил, что не возражает против одиночной камеры, если останется в тюрьме по приговору суда, поскольку не нуждается в общении: изоляция, по словам обвиняемого, не причиняет ему страданий.
Адвокат Брейвика Одд Ивар Грён заявил журналистам, что решение суда не было для "норвежского стрелка" сюрпризом, поскольку подсудимый ожидал, что его признают вменяемым.
Подробности процесса
Процесс по делу о двойном теракте по праву можно назвать одним из самых громких судебных разбирательств. Пристальное внимание к окружному суду Осло объяснялось не только значительностью самого преступления - от руки Брейвика погибли 77 человек, - но и поведением самого обвиняемого. Несокрушимо спокойный и шокирующе откровенный, Брейвик стойко придерживался уверенности в своей правоте: по его утверждению, 22 июля он пытался привлечь внимание правительства и общества к проблеме исламизации Европы и вырождения норвежской нации.
В ходе второго дня заседания "норвежский стрелок" выступил перед судом с 13-страничной речью, которую он готовил несколько месяцев.
В ходе выступления Брейвик обвинил власти Норвегии в обмане людей и разрушении национальной идентичности норвежцев. Он называл европейскую модель управления страной "разложившейся" и сравнил молодежное крыло рабочей партии страны с организацией "Гитлерюгенд".
Суд над Брейвиком: хроника процесса >>
"Никто не спросил жителей Норвегии, хотят ли они такого вторжения извне, такой иммиграционной политики, которая нарушает их права, сложившиеся этнические группы, наступает на христианские ценности. Я хотел спасти Норвегию от наступления на ее культуру, традиции, ценности", - заявил подсудимый.
От суда Брейвик потребовал полного оправдания и немедленного освобождения либо смертной казни. Срок в 21 год он назвал "смехотворным наказанием".
Обвиняемый в терроризме Брейвик хотел бы стать "мучеником" Норвегии >>
"Я бы не хотел, чтобы меня приговорили к смерти, но отнесся бы с уважением к подобному решению", - заявил обвиняемый.
В ходе дачи показаний Брейвик рассказал, что тонкости терроризма он постиг, изучая информацию об "Аль-Каиде" - самой успешной, по его мнению, организации в мире. Кроме того, "норвежский стрелок" практиковал различные методики психологической подготовки, в том числе японской буси-до-медитации, чтобы легко решиться на самоубийство.
Брейвик подробно рассказал, кого собирался убить и что не получилось >>
Себя он считал террористом-смертником. В роковой день 22 июля Брейвик реализовал только часть задуманного, тогда как план-максимум включал в себя взрыв трех бомб общим весом в 2,5 тонны: первая - в правительственном квартале, вторая - в главном офисе рабочей партии, третья - королевский дворец или редакция газеты Aftenposten.
После такого акта террора свои собственные шансы на выживание Брейвик оценивал в 5%.
Отвечая на один из главных вопросов суда - откуда он брал оружие и кто помогал ему в приобретении, - обвиняемый пояснил, что для осуществления цели вступил в стрелковый клуб, членство в котором давало ему возможность покупать оружие и тренироваться в стрельбе.
Каждому виду своего оружия Брейвик давал имена в соответствии с тадициями скандинавских викингов. Так, одно из ружей он назвал Гунгниром (Gungnir) - в честь копья скандинавского бога Одина, которое было наделено магической силой возвращаться к хозяину.
"Глок я назвал Мйолнером (Mjolner) - так назывался молот бога Тора, а автомобиль получил имя Слейпнер по кличке восьминогого коня бога Одина. Имена были написаны рунами. Я считаю, что это прекрасная европейская традиция, которая жива до сих пор. Многие норвежские солдаты в Афганистане давали имена своему оружию ", - сообщил обвиняемый.
О стрельбе в молодежном лагере Рабочей партии Норвегии на острове Утёйя Брейвик, по его собственным словам, помнит мало: он находился в шоковом состоянии. Тем не менее, весь свой моршрут он описал судьям досконально. По словам обвиняемого, непосредственно перед расстрелом он слышал, как "сотни голосов в голове повторяли - "не делай этого, не делай этого".
"Но я уже был окружен. Вокруг меня были люди, я достал пистолет и решил: сейчас или никогда. В палаточном лагере я собирался выстрелами напугать как можно больше людей, чтобы загнать их в воду и чтобы они утонули, - таким был план", - пояснил Бейвик, добавив, что убивал всех, кто встречался на его пути, добивая раненых выстрелом в голову.
"Я понимал, что в этот день я потеряю все. Я потерял семью и друзей. Я пожертвовал абсолютно всем", - сказал он.
Точка зрения психиатров
Первая судебно-медицинская экспертиза, завершившаяся в конце ноября 2011 года, показала, что Андерс Брейвик страдает параноидальной шизофренией и не может быть привлечен к уголовной ответственности, а должен быть направлен на принудительное лечение.
Окружной суд Осло принял решение назначить повторную независимую экспертизу. Вывод двух экспертов Агнара Аспоса и Терье Террисена 10 апреля стал сенсационным: Брейвик вменяем и вполне отдавал отчет в своих поступках.
Однако отчет не удовлетворил судебно-психиатрическую комиссию, потребовавшую предоставить дополнительные разъяснения по экспертизе. Члены комиссии отметили, что Брейвик, неоднократно выражавший возмущение тем фактом, что его "пытаются выставить сумасшедшим", мог адаптировать свое выступление и поведение в суде.
Оглашение приговора Андерсу Брейвику. Прямая видеотрансляция на судебно-правовом портале РАПСИ >>
Таким образом, было принято решение привлечь еще одного эксперта для оценки психического здоровья обвиняемого.
Эксперт-психиатр Эйрик Йоханнесен (Eirik Johannesen), проведший в беседах с Брейвиком в общей сложности около 26 часов, заявил, что обвиняемый является абсолютно вменяемым человек, полностью контролирующим свои действия.
В свете его идеологии, я не думаю, что его можно лечить при помощи терапии или медикаментов. Он создал образ, чтобы убедить других праворадикальных экстремистов и фашистов последовать своему примеру, образ, не соответствующий тому, кто он есть на самом деле. Но психических отклонений в этом нет", - заявил эксперт.
Специалисты психиатрической клиники Дикемарк, так же не выявившие никаких психических заболеваний у Брейвика, заявили, что могут отказаться лечить подсудимого.
Для того чтобы начать лечение, специалисты клиники должны поставить пациенту диагноз и уже тогда принимать решение, какое лечение требуется, и нужно ли оно вообще.
"Мы не можем лечить человека только потому что так решил суд. Мы сами должны установить диагноз и назначить лечение", - заявила представитель лечебницы Дикемарк Анне Кристине Бергем.
В целом, большинство специалистов-психиатров, следивших за развитием дела, сошлись во мнении: "стрелок" должен отправиться в тюрьму, а не в лечебницу. По опросам, проведенным изданием "Верденсганг", 62,3% опрошенных экспертов в области психиатрии посчитали Брейвика вменяемым, только 14,8% отправили бы его на лечение, а 23% специалистов не были уверены в диагнозе.
Реакция на приговор
Одним из первых свое мнение относительно приговора Брейвику высказал глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. По мнению юриста, приговор совершенно логичный и целесообразный. Более того: решение суда Осло свидетельствует о победе законности над эмоциями.
"Что произошло после самого изуверства, я оцениваю как победу цивилизации и настоящей демократии над реакцией на произошедшее», - заявил адвокат, подчеркнувший, что России следовало бы "поучиться в этом у Норвегии, а не срываться на предложения взять мораторий на смертную казнь".
С Резником в целом согласились и его коллеги, назвавшие приговор суда Осло справедливым. При этом адвокаты отметили, что в России, безусловно, приговор был бы суровее.
По мнению главы Межрегиональной палаты адвокатов Николая Клена, Брейвик, безусловно, заслуживает смертной казни: 21 год - совершенно неадекватное наказание, если принимать во внимание тот факт, что в это время преступник будет жить за счет налогоплательщиков.
А известный адвокат Юрий Шмидт выразил возмущение тем фактом, что, в одном из репортажей с процесса было показано, что к "этому сытому, хорошо одетому человеку подходит прокурор и пожимает ему руку, показывая, мол, ничего личного, это только правосудие".
"Я сам всегда выступал за демократизацию уголовного процесса, за соблюдение прав даже обвиняемого в тяжком преступлении. Но есть преступления, которые навсегда должны вычеркивать совершивших их из нормального человеческого общества, за которые любое наказание, кроме смертной казни, кажется мягким", - заявил юрист Шмидт.
Российские правозащитники, в свою очередь, также выразили солидарность с решением норвежского суда. Однако, по мнению экспертов, отношение к подсудимому могло быть более жестким: в частности, нарекания вызывают условия содержания преступника, больше напоминающие комфортабельный отель, чем тюрьму.
Так, глава Комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе назвал Брейвика "нераскаявшейся скотиной в здравом уме и твердой памяти, которая готова и дальше убивать". При этом Сванидзе отметил, что приговор в виде 21 года лишения свободы никого не напугает.
"Таких людей со свернутыми мозгами ничто не напугает. Тем более что кто-то сочтет, что он все равно прославился. И захочет так же прославиться, как он. Просто в данном случае это наказание со стороны общества самому страшному преступнику. И наказание в отсутствие смертной казни достойное",
Такой же точки зрения придерживается и правозащитник, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, по словам которого, суд вынес самый строгий, какой возможен, приговор в Норвегии.
"Он совершил человеконенавистническое преступление, руководствовался, в том числе, расистскими мотивами. Смущает то, что, как показали в телесюжете, его камера напоминает неплохой отель. То есть там у него и компьютер, и тренажеры, и все условия. Конечно, отбывание наказания даже 21 год, но в таком месте с комфортом - это даже верх гуманизма".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости