Рейтинг@Mail.ru
Китайский потребитель накануне партийного съезда - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китайский потребитель накануне партийного съезда

Читать ria.ru в
Дзен
Эта новость вряд ли выйдет за пределы китайской медиасферы: потребители в Китае, согласно опросам, недовольны качеством "Кока-колы". Вроде бы, никак не политика. На самом же деле, это вполне политический вопрос...

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Эта новость вряд ли выйдет за пределы китайской медиасферы: потребители в Китае, согласно опросам, недовольны качеством "Кока-колы". Вроде бы, никак не политика. На самом же деле, это вполне политический вопрос: как сложившееся за последние годы в стране потребительское общество повлияет на предстоящие этой осенью и зимой политические перемены, смену руководящей верхушки.

Такая смена бывает раз в десять лет. Какими стали китайцы за десятилетие, чем они недовольны, кроме "Кока-колы", как это отразится на политике новых властей?

Они глобализуются

Есть два подхода к отслеживанию перемен в обществах - через общую статистику и через мелкие жизненные наблюдения. Второй подход интереснее. Итак, качество напитков. Раз в два года в стране проводится опрос по поводу "потребительской удовлетворенности". В прошлом означенный напиток был на 6-м месте из 12 позиций, в этом - на последнем. Китайцам не нравится в нем уровень хлора и других веществ, на эту тему в обществе было несколько потребительских медиаскандалов. Американцы, держатели марки, попытались объяснить, что в Китае напиток - точно такой же, как в Америке. И получили вышеупомянутое.

А еще китайцы недовольны "Мерседесами". 50 владельцев таковых пишут петиции и нанимают адвокатов, потому что компания не отзывает машины, из двигателей которых подтекает масло.

Да-да, они не бедные. В недавней статье я упомянул цифру - миллион долларовых миллионеров, точнее, 960 тысяч таковых. Это - из выходящего в Китае журнала Russian Asia, который, к сожалению, в интернет выкладывает только некоторые из своих материалов. Цифра - из обзора "Потребительский бум". Журнал читается, прежде всего, многотысячной российской эмигрантской общиной в Китае, которая так или иначе работает в том числе и на китайский рынок.

Там масса интересного - например, что когда всемирно известный дом моды решил ввести специальную китайскую линию "Шанся" ("верх-низ"), то это оказалось ошибкой - в самом Китае "китайщину" никто не стал покупать. Тогда решено было открыть украшенный теми же иероглифами бутик в Париже… Где все азиатское модно.

Или: китайцы инвестируют в современное искусство, зная, что самыми быстрыми темпами растут мировые цены именно на китайских современных художников. Но они предпочитают покупать их в галереях, которыми владеют иностранцы. Так надежнее. Глобализуются…

Что касается миллиона миллионеров, то есть в стране люди и еще богаче. Вот хорошо иллюстрированный материал о готовящемся в Китае бале миллиардеров (правда, юаневых, то есть делить надо на 6,3) и громадном конкурсе юных дам, желающих на этом балу оказаться.

Все это важно для мировой экономики. Китай смягчил удар глобального кризиса на предыдущем пике проблем, но сейчас темпы его собственного роста замедляются - что будет? Вся надежда на внутренний спрос в стране, который перехлестывает через ее границы.

Китайского потребителя и его вкусы изучает далеко не только русская община. Это любимая тема и в Европе, где китайские туристы с их деньгами затмили арабов и русских (а те в свое время затмили японцев), и в США. Было интересно прочитать в New York Times статью о том, как китайские девушки из городского среднего класса волокут домой толстенные, выпускаемые специально для местного рынка версии журнала Elle, который там разросся аж до 700 страниц - рекламодатели ломятся на китайский рынок.

Но все же - как это влияет на внутреннюю политику? Здесь ответов нет, но ищут их многие.

Больше денег - больше особенностей

То, что в стране сохраняется практически однопартийная система (мелкие партии там существовали даже при Мао Цзэдуне, но большой роли не играли), и то, что эта партия называется коммунистической, не имеет значения. Одна из самых интересных особенностей китайской цивилизации - что эти люди обожают сохранять внешние формы и тем более названия столетиями, вливая в них при этом новое содержание.

А вот то, что раз в десять лет там меняется не просто высший руководитель, а целое поколение лидеров - это важно. 18-й съезд Компартии Китая, запускающий ключевую часть этого процесса, состоится "во второй половине этого года" (даты пока нет). Сейчас опубликован список из 2270 делегатов, которые отбирались, по имеющейся информации, в довольно жесткой конкурентной борьбе и спорах.

В частности, на этот раз среди делегатов 169 рабочих, а в прошлый раз был 51. Да и партийные функционеры (69,5% делегатов) далеко не всегда относятся к административной элите - китайцы давно научились разделять эти функции несколько в американском стиле.

Значит ли это, что партия и ее курс будут более социально ориентированы, то есть, попросту, больше думать о бедных, чем о богатых? Это и без того давно уже ясно, таковой была официальная политика при уходящем сейчас главе государства Ху Цзиньтао.

Означает ли возросшая глобализованность потребительского общества страны (то есть жителей больших богатых городов), что в Китае возникнет идейная (либеральная) оппозиция властям, вплоть до двухпартийной системы? А вот это совершенно не факт.

Нынешняя ненависть всех слоев населения к коррупции очевидна, и это ключевая, открыто обсуждающаяся и открыто решаемая проблема. Но все прочее… Китай - такая страна, которую очень трудно подогнать к чужим стандартам.

Можно ли говорить, что у них сейчас - то же, что в России пять лет назад, а дальше начнется бурление общества? А как тогда быть с тем фактом, что реформы в Китае начались на 10 с лишним лет раньше, чем в России, и что общество у них всегда бурлит?

У представителей европейской политической мысли есть такая опасная привычка - подгонять всех под свои стандарты и говорить: "они" сейчас на той стадии, где "мы" были столетие назад, а потом будут такими же, как мы, во всем. Европейцами и либералами. Это как бы утешает, потому что автоматически наводит на мысль о том, что Европа - впереди всех.

Но как тогда быть с Ближним Востоком, где военные режимы попытались частично "европеизировать" свои общества еще в начале (или середине) XX века? Почему сегодня там все идет в ином направлении? Или вот еще Япония - ведь более полувека живет по конституции, написанной главой оккупационного режима Дугласом Макартуром, а стала чуть ли не более "японской", чем раньше?

Вообще-то, по многим нациям заметно, что когда в стране появляются деньги, то люди их тратят на то, чтобы быть в большей степени собой, то есть становятся более яркими их культурные и прочие особенности.

Так что изменения политического курса в Китае, конечно, будут, в том числе на съезде, но какие именно - вопрос сложный.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала