МОСКВА, 23 авг - РИА Новости. Желание пожертвовать деньги для помощи кому-либо часто разбивается о недоверие к тем, кто эти деньги собирает. Опрошенные РИА Новости эксперты перечислили основные критерии, по которым можно судить о благонадежности фонда - это возможность провести экспертизу, оказание помощи даже самым запутавшимся в жизни людям и гарантия конфиденциальности.
Экспертиза - основа доброго дела
Профессиональный благотворительный фонд никогда не верит на слово тем, кто к нему обращается за помощью, - у него есть серьезная команда экспертов, штатных сотрудников или привлекаемых специалистов, которые владеют различными механизмами проверки, рассказала президент фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская. "Сначала нужно выяснить, существует ли вообще обратившийся человек и существует ли его история. Если вы беретесь помогать, но не являетесь в этом вопросе экспертом, нужно хотя бы знать, у кого можно спросить. Это вопрос профессионализма", - сказала она.
Проверка необходима не только для разоблачения мошенников, но и для того, чтобы выбрать наиболее эффективный способ помощи, пояснила эксперт. "Иногда человек сам не знает, что ему действительно нужно и где это можно получить, поэтому он просит не совсем то. Он так поступает не от желания получить выгоду, а от того, что он не понимает, как действовать иначе. Возможно, врач сказал пациенту, что ему нужно лечение только в Москве, но оказывается, что это не так. Это непонимание встречается чаще, чем мошенничество", - уточнила она.
Эксперты отмечают, что возможность провести экспертизу отличает профессиональный фонд от, например, благотворительного отдела какой-нибудь компании, где решение о помощи часто зависит чувствительности руководства. "Неспециализированные компании, как правило, реагируют очень реактивно, но такая помощь может оказаться некачественной. Мы призываем компании, которые хотят заниматься благотворительностью, сотрудничать с фондами, у которых есть хорошая экспертиза - туда мошенники не рискуют обращаться", - сообщила ответственная за коммуникации фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Ирина Каграманова.
По словам директора благотворительного фонда "Живой" Татьяны Константиновой, мошенники или просто желающие получить легкие деньги обращаются к ней не чаще, чем раз в два-три месяца, и их довольно легко выявить. "Чаще всего их сообщения вызывают смех, но все же такие истории опустошают. Например, недавно мне пришло письмо от некого коллекционера бумажных иностранных денег. Он просил 35 тысяч рублей, чтобы купить очередной экземпляр", - рассказала она.
По словам Константиновой, до этого долгое время в их фонд писал человек с разных адресов с просьбой собрать для него денег на дорогостоящий ремонт и на другие бытовые нужды. "Это был парень, который получил квартиру в Подмосковье по программе переселения инвалидов с крайнего севера и потом заваливал разные фонды своими письмами. Когда мы уже не выдержали, назвали его попрошайкой и попросили больше нам не писать, он ответил, что это его друг рассылает эти письма, и заверил нас, что друг получит по заслугам", - вспомнила она, рассмеявшись.
Эксперт также рассказала историю, случившуюся с начинающим московским благотворительным фондом из-за того что, он не провел должной проверки. "Его сотрудники продолжительное время отсылали вещи в другой город одной якобы многодетной маме. А потом поехали в командировку в этот город и увидели, что эта женщина держит комиссионку", - пояснила она.
Конституционные права и милосердие
Эксперты отмечают, что благотворительные фонды никогда не отказывают в помощи, даже если к ним обратился человек, которому приходилось заниматься проституцией, воровством или он вел еще какую-то асоциальную деятельность. По словам благотворителей, для серьезного фонда тяжелая жизненная ситуация, в которую человек попал в прошлом, не повод от него отворачиваться. Однако, как рассказала Альшанская, люди, которые впервые обращаются за помощью, верят в это редко.
"Бывает так, что людям действительно нужна помощь, но они стыдятся рассказать свою реальную историю - она им кажется неприглядной. В прошлом они могли заниматься чем-то, о чем им стыдно говорить, поэтому они выдумывают жалостливую легенду. Людям кажется, если они будут выглядеть не очень красиво, то им не помогут, а помогают только тем, кто несчастный и хороший", - отметила она.
Но, как объяснила Альшанская, благотворительный механизм работает не только для невинно пострадавших. Историю любого человека, как правило, выслушивают сотрудники фонда, проверяют ее подлинность и затем размещают у себя на сайте сообщение с просьбой о помощи, дальше начинает работать репутация фонда, отметила она. "Люди, готовые пожертвовать деньги, знают, чем мы занимаемся, доверяют нам и понимают, что если мы просим о помощи, значит, она действительно нужна. Им не нужно рыться в чужом грязном белье", - сказала Альшанская.
Эксперт напомнила, что любая информация о человеке может быть опубликована только с его согласия, и фонд должен гарантировать полную конфиденциальность данных, чтобы соблюсти неоспоримое право на тайну частной жизни. По этой же причине, по мнению специалистов, не следует публиковать на сайте организации подробные истории о том, как и кому удалось помочь, чтобы потом, например, выросший ребенок не прочитал, как от него хотели отказаться в роддоме.
Неоспоримые доказательства
Руководство благотворительного фонда должно сразу договариваться с человеком, который просит о помощи, на каких условиях организация будет ему помогать, отмечают специалисты. "Организации сразу предупреждают, что будет необходима отчетность и заранее объясняют в какой форме. Важно, чтобы это было объяснено в этичной форме, чтобы человек понял, зачем это от него нужно и чтобы это было сказано заранее", - поясняет Альшанская.
Это необходимо для того, чтобы фонд мог включить эти сведению в свой годовой отчет, который он обязан предоставить в министерство юстиций. Отчетность фонда - это одно из основных доказательств его благонадежности, добавила эксперт.
"Для того чтобы получить более подробное представление о деятельности конкретной благотворительной организации, можно ознакомиться с учредительными документами организации и с ежегодным отчетом о деятельности благотворительной организации, к которому она должна обеспечивать открытый доступ в соответствии с законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", - пояснила директор по правовым вопросам организации Charities Aid Foundation Инна Моторина.
Ежегодный отчет включает сведения о финансово-хозяйственной деятельности, персональном составе, описание благотворительных программ и результатах деятельности, пояснила она. "Выложенная отчетность - это хороший формат оценки. Возможен вариант, что организаторы фонда не выложили ее по элементарному недомыслию - отдали сайт в разработку и не понимают, что вообще на нем должно быть. Но чем дальше, тем меньше есть таких организаций, которые действительно не понимают. Если отчетности нет, это должно насторожить", - добавила Альшанская.
Эксперты отмечают, что еще один хороший способ проверить то, как работает фонд, - лично поучаствовать в его деятельности. По их мнению, волонтерство помогает понять, как функционирует организация, и можно ли ей доверять. "Человек очень часто, не попробовав сам, боится передавать средства. Хорошо, когда организация дает возможность передать не только деньги, но и поучаствовать в работе в том или ином формате. Когда люди видят только фотографии больных детей, номер счета, а потом только "спасибо" и "до свидания", поверить сложнее", - сказала она.