МОСКВА, 23 авг - РИА Новости. Фильм братьев Паоло и Витторио Тавиани "Цезарь должен умереть" (Cesare deve morire), удостоенный главного приза на кинофестивале в Берлине в этом году, выходит в российский прокат в четверг.
Экранизация трагедии Уильяма Шекспира "Юлий Цезарь" братьями Паоло и Витторио Тавиани - это, скорее, авторское прочтение великого классика, нежели классическая постановка, блокбастер или современное осмысление шекспировского сюжета. Режиссеры перенесли место действия трагедии в тюрьму, а вместо актеров взяли настоящих заключенных, играющих в тюремной театральной студии.
Идея снимать кино в таких необычных условиях пришла братьям Тавиани во время их посещения спектакля театральной студии римской тюрьмы "Ребиббия". Как рассказывал Паоло Тавиани, их очень впечатлил заключенный, который прочитал отрывок из "Божественной комедии", а после попросил у зрителей разрешения поделиться своими мыслями. И увидев, как эти люди переживают сыгранное ими, режиссеры решили снимать свой новый фильм именно здесь.
Можно было бы предположить, что такая замкнутость пространства превратит картину лишь в "репортаж о театральной студии в тюрьме", но, по сценарию, актовый зал закрывается на ремонт и декорациями к пьесе становится все помещение тюрьмы.
Сюжет фильма повторяет происходящее в трагедии, дело лишь в исполнении. Зритель начинает знакомиться с актерами - нам показывают пробы - "заплачьте, засмейтесь, разозлитесь". После чего уже отобранная труппа собирается и смотрит текст.
Неуверенные попытки прочитать по бумажке диалоги, сидя в некоем подсобном помещении, потихоньку перерастают в собственные инициативы заключенных - репетиции из общих собраний труппы переходят в камеры, где актеры начинают репетировать и во "внеурочное" время.
Так, древнеримские времена переходят в сегодняшний день - заключенные, репетируя сцену, стоят возле зарешеченного окна, наблюдают за воображаемым Цезарем или за реальным человеком, который его играет, и говоря шекспировскими диалогами то ли играют одну из сцен, то ли обсуждают поведение местного авторитета.
Эти репетиции в какой-то момент из диалога Цезаря и Деция переходят в настоящую драку между актерами. А когда тело уже убиенного императора лежит в прогулочном дворе, то стены тюрьмы превращаются в Колизей, и высунувшиеся из окон заключенные бурно реагируют на выступления противников и сторонников "режима" Гая Юлия. И в этот момент кто-то бросает фразу: "как же тот Рим похож на мой родной город".
Заканчивается фильм словами одного из заключенных-актеров: "С тех пор, как я открыл для себя искусство, моя камера стала настоящей тюрьмой". И эти слова абсолютно точно подмечают роль искусства в жизнь любого человека. А братья Тавиани доказывают, что даже самому закоренелому преступнику не чуждо прекрасное.