У районов Томской области начинается новая жизнь – власти региона намерены связать развитие муниципалитетов с долгосрочной стратегией развития области, а также объединить их по промышленным зонам развития. Как будут жить районы в новых условиях, рассказал в интервью РИА Новости замгубернатора области по взаимодействию с органами местного самоуправления Анатолий Рожков, который пришел в команду нового губернатора Сергея Жвачкина как раз с должности главы Каргасокского района.
- Анатолий Михайлович, как вы приняли решение согласиться на предложение губернатора прийти в областную администрацию? Были ли какие-то сомнения? Как восприняли это решение ваши коллеги - главы районов?
- С самого начала шли определенные переговоры с губернатором. Был обозначен объем работы. Учитывая, что мы знаем друг друга и понимаем, я согласился.
Что касается "Белого дома" (обладминистрация), работу его я знаю не понаслышке: с 1997 года достаточно проработал со всеми в качестве заместителя главы района, а затем главы. Кроме того, пять лет был депутатом областной думы. Понятно, что были скрытые моменты, которых я объективно не мог знать, но считаю, что мне удалось понять суть этой работы.
Если говорить о выстраивании взаимоотношений, то я с первого дня начал работать со всеми департаментами, руководителями и сотрудниками, независимо от того, напрямую мы с ними связаны или косвенно. Могу сказать, что не вижу никакого отторжения, есть определенное взаимопонимание. В любом случае все функции, которые есть у субъекта федерации, прямо или косвенно пересекаются с муниципальными образованиями, а учитывая, что структура администрации еще не сформирована, мы пока не имеем отдельного департамента по работе с территориями.
- Каковы ваши задачи в администрации области?
- Во-первых, это межведомственное взаимодействие между субъектом федерации и муниципальным образованием. Перед нами стоит задача найти точки соприкосновения, чтобы наш департамент был не придаточным звеном и не, извините, помойной ямой, в которую каждый департамент скидывал бы свои требования, а чтобы мы работали напрямую с территориями.
Следует отметить, что губернатор поставил задачу развития экономики на территории каждого муниципального образования.
- Часто говорят об экономике городов и мало затрагивают экономику малых муниципальных образований. Можно ожидать каких-то прорывных вещей в районах области?
- Сегодня идет работа над актуализацией стратегии развития региона до 2020 года. Участники этого процесса понимают, что в целом стратегия – это стержень, направление, по которому будет двигаться Томская область ближайшие 10 лет. В стратегии будут определены приоритеты развития экономики региона и выделены шесть секторов – зон территориального развития, в которых муниципальные образования будут объединены не по административным, а по экономическим принципам.
Например, в зону территориального развития лесопромышленного комплекса войдут Томск, Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Кривошеинский, Первомайский и Тегульдетский районы. Зона развития агропромышленного комплекса может объединить Асиновский, Бакчарский, Верхнекетский, Зырянский, Каргасокский, Кожевниковский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Первомайский, Тегульдетский, Томский, Чаинский и Шегарский районы. И так далее.
Таким образом, каждое муниципальное образование будет понимать, в каком направлении двигаться. Не только власти, а в первую очередь населению должно быть понятно, какова перспектива того или иного муниципального образования - не только целого района, но и каждого населенного пункта.
- Можете перечислить все шесть секторов?
- В дополнение к вышеназванным агро- и лесопромышленным территориям нужно назвать Томск, Северск и Томский район, где сосредоточенны инновации, научный потенциал, промышленность. Поэтому здесь решено создать две зоны территориального развития - Центр образования, исследований и разработок, а также Центр по развитию ядерных технологий Сибири.
Бакчарский и Колпашевский районы вошли в зону территориального развития ресурсного потенциала и запасов железной руды. Такие сырьевые территории, как Стрежевой, Кедровый, Александровский, Каргасокский, Парабельский, Колпашевский районы, и сюда же мы относим Верхнекетский район, войдут в зону развития, названную в стратегии "Освоение запасов нефти и газа на правобережье реки Обь". Мы без этого не обойдемся. Это как раз "подушка безопасности" для того, чтобы развивались другие секторы экономики.
В целом задача в объединении усилий и консолидации интересов каждого муниципального образования, отходе от существующей внутренней состязательности.
При этом мы понимаем, что есть определенные сложности. Например, транспортная доступность сильно ограничена. Ресурсы, которые есть в нефтегазовом комплексе, и ресурсы природные, которые были локомотивом в экономике Томской области, находятся далеко от транспортных артерий. Поэтому, чтобы развивать экономику территории, необходимо развитие инфраструктуры.
- Инфраструктура – это прежде всего дороги. Сейчас же районные дороги ремонтируются по остаточному принципу. Что планируется сделать в ближайшее время?
- Параллельно формированию стратегии создается и программа развития дорожной сети, но ресурсы субъекта очень ограниченны. С 1 января созданы дорожные фонды, в том числе региональные. Пока они формируются за счет акцизов, дополнительных налогов. Регионального фонда хватает лишь на то, чтобы как-то содержать имеющиеся сегодня дороги.
Есть методики выделения федеральных ресурсов на дороги, в них в расчет берется количество жителей, наличие транзитных трасс, которых у нас практически вообще нет. Здесь мы проигрываем, так как у нас стартовые условия с другими субъектами разные.
В среднем мы прогнозируем, что в этом году дорожный фонд региона составит 2,4 миллиарда рублей. Было принято волевое, даже политическое решение – 15% этого фонда отдано муниципалитетам на содержание дорог. Дело в том, что закон разрешает создать им такой фонд. Но он должен формироваться опять же по принципам численности населения, количества и протяженности дорог. Единственное, что нам удалось на последней встрече с главами – мы внесли критерий «на содержание дорог - "зимников". Некоторые территории за счет этой поправки выигрывают.
Если говорить о дальнейшем развитии дорожной сети, то основное направление здесь - Северная широтная дорога. Есть сегодня разные отзывы: зачем заниматься ею – на нее нужны огромные ресурсы, продвигаемся мы очень медленно, может, что-то сделать другое? Я могу сказать, что ресурсы, которые вкладываются в Северную широтную, решают не только экономические, но и социальные проблемы территорий, особенно отдаленных. А еще это механизм сохранения дорожной строительной отрасли.
- Когда будет сформирована дорожная карта?
- Здесь все должно быть поэтапно. Первый этап – на областной думе должна быть принята стратегия развития Томской области, так как сейчас дорожная карта формируется исходя из потребностей каждого муниципального образования по отдельности. А когда будет стратегия, то мы будем четко понимать приоритеты.
- Если говорить о промышленности, сразу возникает вопрос о газе. Газификация имеет прямое отношение не только к населению, но и к открытию предприятий с большим оборотом, большим числом рабочих мест. Много говорили о программе газификации области. Что требуется от районов?
- Формируется долгосрочная целевая программа газификации Томской области до 2015 года. Мы понимаем, что ресурсы, которые будет выделять большой "Газпром", - это только на магистральные сети в те муниципальные образования, где отсутствует газ. Есть территории, где большие сети газопроводов уже подведены, а вот дальнейшая реализация идет в очень ограниченных масштабах. Поэтому районы будут участвовать, однозначно.
Губернатор четко обозначил, что инвестиционная привлекательность и инновации – это два основных направления, по которым мы идем. Что может сделать власть для привлечения инвестиций? Ну, за руку мы кого-то можем, абстрактно, привести, но неизвестно, какой будет результат. Инвестиционно привлекательной должна быть сама территория. И газ может стать одним из этих привлекательных факторов.
Если говорить о софинансировании программы… Да, есть областной бюджет, есть внебюджетные источники "Газпрома" и бюджет муниципалитета. Что касается муниципалитетов - они будут участвовать, но уровень их софинансирования должен быть не выше 5%, хотя мы понимаем, что для некоторых территорий и это будет прилично. Освободить их мы тоже не можем – это рычаг определения приоритетности. За чужие деньги - это всем интересно, а когда начинаем спрашивать – ты-то покажи свое финансирование, он говорит – я строю клуб… Тогда клуб – это твой приоритет, ты там и работай в этом направлении. Поэтому софинансирование оставили.
Еще важно понять, а сможет ли население заниматься газификацией внутри своей квартиры, внутри своего дома? У нас часть людей сможет за счет своих доходов газифицироваться, а пять-шесть семей между домами останутся негазифицированными. Поэтому здесь рассматривается вопрос, как подержать население. Сегодня уже дано поручение органам социальной защиты и финансовому блоку рассмотреть возможность компенсации расходов малоимущим гражданам.
Второе направление - надо рассчитать, сможем ли мы предусмотреть какие-то гарантии, компенсации затрат для частного бизнеса, малых предприятий, которые готовы сегодня вкладываться и делать какие-то небольшие внутриквартальные сети. А мы в дальнейшем будем рассматривать вопросы компенсации.
- А как обстоят дела с ремонтами школ, строительством новых социальных объектов?
- Мы не исключаем, что в сентябре будем выходить на областную думу с предложением об увеличении финансирования. Сегодня выявлено много школ, которые именно сейчас требуют больших финансовых затрат. Но даже при наличии денег нужно время на капитальный ремонт. Поэтому мы сегодня рассматриваем решение проблемы в два этапа: первый - противоаварийные мероприятия, второй – это уже 2013 год.
Но в этом вопросе у нас есть претензии и к муниципалитетам по определению приоритетных объектов. Сегодня мы готовим четкий паспорт каждой школы под персональную ответственность главы каждого муниципального образования. Исходя из этого паспорта, будут определяться приоритеты по ремонту. Ведь даже когда я был главой, не область решала, а мы предлагали, какую школу ремонтировать. Принцип "кто первый встал – того и тапочки" мы будем исключать.
Еще мы должны понимать, что у территории должна быть мотивация на экономическое развитие. Все хотят "получить" новые объекты. Но первой деньги на строительство должна получать та территория, которая сможет этот объект содержать.
У нас была хорошая программа по развитию спортивных сооружений, начали строить не очень дорогие каркасные спортивные залы. Что в результате получилось? Сперва муниципалитету отдаем на строительство, и, в принципе, на следующий год получателем должен быть другой муниципалитет. А этот построил объект за 12-16 миллионов рублей и говорит, что мне еще нужно 6 миллионов на его содержание, а у меня таких денег нет, мне надо увеличить дотацию. Следовательно, он уже 6 миллионов с другой территории забрал. То есть планировали в этом году строить три спортивных сооружения, а остается средств на два.
Здесь должен быть другой подход. При этом "равность", доступность бюджетной услуги должна быть у каждого, независимо от того, на какой территории находится, должен быть один какой-то средний показатель.
- Получается, что межбюджетные отношения подразумевают не только перевод денег в районы, но и ответственность районов. Раз заговорили по строительным площадкам - что-то в бюджете 2013 года будет закладываться на строительство инфраструктуры?
- Конечно, будет. Это направление остается. То есть мы не говорим, что мы никому ничего не дадим, мы просто должны понимать, что если территория заявляет - есть проект, то они должны "кровью поклясться", что это их первоочередной проект.
- "Кровью поклясться" - дело хорошее, а каким-то образом проверка осуществляется?
- Распоряжением губернатора Томской области создана рабочая группа по отбору проектов. Когда в департамент экономики приносят проект, он говорит: он экономически нецелесообразен. Начинают делать ранжировку и говорят, что в рейтинге проект может быть 80-м. После этого мы встречаемся рабочей группой, говорим – да, он 80-й, но с точки зрения социальной он первый, и мы ищем решение, так как понимаем значение этих проектов для людей.