Говорят, что жизнь любого человека - театр. Но только в жизни отдельных счастливчиков различные сценические жанры сменяют друг друга с головокружительной быстротой. Самый знатный "посольский узник" современности Джулиан Ассанж - из их числа.
Классический "хороший парень" - безукоризненный герой политической драмы о "праве общества знать". Отрицательный персонаж остросоциальной пьесы о злодее - сексуальном хищнике. Фигурант детективной интерлюдии с условным названием "Побег от Скотланд-Ярда". И вот финальная реинкарнация Джулиана Ассанжа на данный момент: великий мировой разоблачитель превратился в центрального персонажа латиноамериканской мыльной оперы с легким политическим уклоном.
Слушая гневные филиппики президентов Эквадора и Венесуэлы в адрес Британии, - и на международное право вы плюете, и права человека не уважаете, - я с трудом удерживаюсь от смеха. Добавьте к речам почтенных Рафаэля Корреа и Уго Чавеса классическое советское "а еще у вас черных линчуют" и вся эта история окончательно скатится на уровень фарса.
Однако реальной жизни всегда слишком тесно в рамках только одного сценического жанра. Кое в чем темпераментные латиноамериканские политики, с моей точки зрения, абсолютно правы.
"Согласно акту о дипломатических и консульских помещениях 1987 года, посольство может быть лишено дипломатического статуса, если оно перестает использовать землю для выполнения целей своей миссии или для консульских целей" - эта скучная канцелярская фраза из письма Эквадору от британского МИДа - действительно самая настоящая политическая бомба замедленного действия. Бомба, которая может взорваться неизвестно когда и неизвестно где.
Закон 1987 года был принят в Британии не на пустом месте. За три года до этого в Лондоне возникла ситуация, когда у полиции не осталось иного выхода, кроме как взять в осаду иностранное посольство.
В 1984 году в Ливии вовсю бушевал местный аналог китайской культурной революции. Официальные правительственные структуры были упразднены и заменены революционными комитетами - "органами, напрямую представляющими массы".
Для ливийского посольства в Великобритании (ой, простите - Ливийского народного бюро в Лондоне) это означало следующее: в феврале того года профессиональные дипломаты были вытеснены из посольства. Их место - с одобрения верховного лидера Ливии, разумеется - заняли фанатично преданные Каддафи студенты из местного революционного комитета.
17 апреля 1984 года это привело к трагедии. В тот день противники Каддафи из оппозиционного Ливийского фронта национального спасения устроили демонстрацию протеста перед зданием посольства. " Революционные студенты" предупредили британские власти о своем твердом намерении организовать контр-демонстрацию.
Поэтому на площади у посольства было полно полиции. Внезапно из здания дипломатической миссии раздалась автоматная очередь. 11 человек были задеты пулями. 26-летняя сотрудник полиции Ивонн Флетчер была ранена в живот. К ней сразу же кинулся жених - тоже сотрудник полиции. Но час спустя молодая женщина умела в госпитале.
Ливийское радио в Триполи тут же сообщило: дипломатическая миссия страны в Лондоне подверглось вооруженному нападению. И чтобы уберечься от этой "ужасной террористической атаки" защитники здания применили оружие в целях самообороны.
Президенту Эквадора на заметку: даже после такого варварского и циничного преступления никто не штурмовал здание ливийской дипломатической миссии. Полиция всего лишь взяла его в осаду. И 11 дней спустя все ливийские "дипломаты" были высланы из Великобритании.
Убийца Ивонн Флетчер так и остался безнаказанным. Считается, что он покинул здание ливийского посольства сразу же после стрельбы.
А вот теперь давайте задумаемся: применим ли закон 1987 года к нынешней ситуации с Ассанжем? "Великий разоблачитель" никого своими руками не убивал. Шансы на то, что он начнет палить из автомата с балкона эквадорского посольства в Лондоне, близки к нулю.
Более того, став "гостем эквадорских дипломатов", Ассанж, по большому счету, сам себя наказал. Теперь у него кроме добровольной сдачи в руки британской полиции есть только три варианта.
Вариант а): жить в посольстве долгие годы. Фактически это домашний арест, который не сильно отличается от жизни в комфортной шведской тюрьме (в возможность выдачи Ассанжа США и вынесения ему там смертного приговора в силу многих причин я не очень верю).
Вариант б): попытаться проскользнуть мимо британских "ищеек" и все-таки добраться до Эквадора. Полагаю, что британские "ищейки" будут настороже. У трюка с переодеванием или путешествием в багажнике дипломатической машины довольно мало шансов на успех.
Вариант в): Смена власти в Эквадоре.
Смещение президентов в Эквадоре - это что-то вроде национального спорта. Вот вам, например, краткий (неполный) очерк эквадорской государственности за последние годы.
Президента Букарама подвергли импичменту как душевнобольного. Президента Махуада свергли в результате военного переворота. Президент Нобоа попросил политического убежища в Доминиканской республике. Президента Гуттьереса сняли с должности по причине его " устранения от выполнения своих конституционных обязанностей".
Президент Рафаэль Корреа на этом фоне смотрится очень даже неплохо. Эквадором он руководит более, чем кто-либо за последние десятилетия: свыше пяти лет. В 2010 году Корреа даже успешно пережил попытку государственного переворота.
Но чем черт не шутит? В силу горячих эквадорских политических нравов Рафаэль Корреа в в любой момент может стать бывшим президентом. А Джулиан Ассанж - соответственно, бывшим гостем эквадорского посольства. Ведь далеко не факт, что сменщик Корреа будет разделять его резко отрицательное отношение к США. А если он будет рад набрать очки в глазах Вашингтона?
Спрашивается: зачем Лондону было нужно городить огород и намекать на возможность насильственного извлечения Ассанжа из недр эквадорского посольства? Непонятно. Зато очевидно, к чему может привести такое неосторожное высказывание британского МИДа.
Международная политика построена на прецедентах. А Британия - если не мать, то родина всех прецедентов, образец поведения в международных процедурных вопросов.
А теперь представьте себе: некоему диктатору из третьего мира очень хочется пошарить внутри иностранного посольства. Теперь у него есть для этого идеальное обоснование: даже Британия грозила Эквадору штурмом его дипломатической миссии. Чего вы тогда хотите от нас - простой и молодой страны?
Кошмарный сценарий для всех дипломатов мира, не правда ли? Поэтому я рад, что британский МИД вовремя остановился и ныне всячески отмежевывается от планов силой лишить Ассанжа эквадорского гостеприимства.
Париж, возможно, стоит мессы. А вот Джулиан Ассанж - точно нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции