МОСКВА, 21 авг - РИА.Туризм, Юлия Батырь. Спрос на круизы по российским рекам сократился в летнем сезоне 2012 года не менее чем на 15%, причем основной причиной падения опрошенные Ассоциацией туроператоров России (АТОР) компании считают прошлогоднее крушение теплохода "Булгария".
Уже сейчас, в конце августа, туроператоры склонны констатировать, что летний сезон для речных круизов не удался. По акциям раннего бронирования путевки активно продавались, но покупали их постоянные клиенты, которые и сформировали основную долю бронирований в сезон.
"В начале сезона спрос был очень низким, но примерно в конце июля - начале августа он начал восстанавливаться. Сейчас туры более ли менее бронируются, но даже с учетом этого восстановления выйти на уровень 2010 или 2011 года, до шумихи вокруг "Булгарии", не удастся. В целом можно сказать, что операторы недополучили 15-20% от ожидаемого уровня продаж", - сообщил АТОР директор по внутреннему туризму компании "ВодоходЪ" Андрей Смолин.
Заместитель гендиректора "Мостурфлота" Светлана Гончарова рассказала, что еще в начале сезона были сняты около 15 теплоходов, а более 100 круизов по Москве и регионам отменены из-за очень плохой загрузки. Еще несколько теплоходов по той же причине закончат навигацию раньше традиционного срока (сентябрь-октябрь). В результате осенью круизов будет предлагаться значительно меньше обычного.
"Спрос в этом году был явно ниже предложения, которое было заявлено в начале навигации. На некоторых теплоходах загрузка не превышала 30-40%. Некоторые туроператоры решали объединить усилия и туристов, пересаживая клиентов с недозагруженного теплохода на другой сходный по маршруту и длительности круиз", - сообщила Гончарова.
Туроператоры отмечают, что свою роль в отношении туристов к речным круизам сыграл новостной фон, долго державшийся после крушения "Булгарии", а также комментарии властей, которые с экранов телевизоров нередко заявляли об опасности подобного вида отдыха. Это сказалось не только на количестве туристов, но и на их предпочтениях. Так, по словам Гончаровой, упал спрос на каюты в трюме, на двухпалубных теплоходах стало меньше отдыхающих с детьми. Туристов не убедили даже серьезные проверки, которым подверглись круизные теплоходы после волжской трагедии.
Впрочем, "Булгария" - не единственная причина неудачного сезона. По мнению Смолина, у россиян стало меньше денег, и предметами не первой необходимости они пожертвовали в первую очередь. Особенно это отразилось на круизах выходного дня, спрос на которые значительно снизился в этом сезоне.
"Раньше россияне могли себе позволить отдохнуть дважды: на море и во время речного круиза. В этом году многим пришлось выбирать, а с морем конкурировать очень сложно. В том числе и по ценам. Например, по Греции в этом году было очень много привлекательных ценовых предложений, чем и воспользовались туристы", - соглашается с коллегой Гончарова.
Иностранных гостей на российских круизах в этом году тоже стало меньше. Так, например, заметно снизился турпоток из Испании, Италии, Германии и Франции. В то же время дорогие круизы продаются весьма неплохо. Остальные теплоходы туроператорам приходилось загружать с помощью спецпредложений, притом что цены на круизы изначально были заявлены на уровне 2011 года.
"В течение всего сезона можно встретить предложения типа "купи одну путевку, вторую получи за полцены" или "купи две путевки, третью получи бесплатно". Операторы также начали давать большие скидки, что негативно сказывается на рынке и грозит исчезновением практики раннего бронирования. Зная, что в разгар сезона круизы будут дешеветь, люди просто не будут покупать их заранее. Мы изначально придерживаемся другой политики: наши цены не меняются на протяжении всего сезона", - отметил Смолин.
Эксперты предсказывают, что в результате снижения спроса некоторые круизные компании могут перейти от туроператорской деятельности к агентской. Хотя и агентствам в сезоне 2012 года приходится не лучше, чем туроператорам.