- Порядок приема в этом году изменен: за каждой школой закреплен микрорайон, и в первую очередь принимают заявления от его жителей. Кстати, в прежние годы тоже была именно такая практика, потом ее отменили. Из-за этого и началась чехарда. Дело в том, что возникли так называемые элитные школы, а у родителей появилась возможность выбора разного уровня качества образования. А сегодня им говорят: «Всё, не надо выбирать. За вас уже выбрали. Будете закреплены обратно». Понятно, что трудно и родителям, и педагогическому коллективу. Потому что как учить? Мы специально поощряли школы, чтобы они выбирали для себя направление, предлагали углубленное изучение тех или иных предметов, они привлекли хороших учителей. Педагоги готовились к одной направленности: например, педагогическая гимназия или физико-математическое направление, но теперь они обязаны взять ребенка из микрорайона, который не хочет быть математиком и, наверное, никогда им не будет. Значит, надо создавать в одной школе две программы, два педколлектива? Мне кажется, что возврат к микроучасткам - на сегодня не самый верный путь. Или, по крайней мере, нужно делать исключение для школ повышенного уровня.
- В таких школах программа более сложная - наверное, и потратиться родителям приходится сильнее?
- Мы стремимся к тому, чтобы в любой школе у родителей было как можно меньше необходимости «потратиться». Ни на ремонт, ни на покупку оборудования не расходуется ни копейки из «родительских фондов». Все учебники ребятам в школах у нас выдают бесплатно, куплены они за счет областного бюджета - на это выделено 200 миллионов рублей, сто процентов от потребности.
- В предыдущие годы деньги тоже были выделены полностью. Однако на «школьных базарах» можно было встретить детей и родителей с полученными в школе списками учебников для покупки.
- Я могу по каждой школе сказать точно, сколько и каких книг и для какого количества учеников у них закуплено. Но - важный момент: это касается только учебников, входящих в федеральный перечень. Он есть на сайте Министерства образования в открытом доступе. Если же школа или учитель использует какие-то учебники не из этого списка - без грифа министерства, - то их мы закупать не имеем права. Попросите через месяц школьника открыть портфель и посмотрите, на всех ли книгах стоит штамп школьной библиотеки. Если штампа нет - надо разбираться: если учебник не из федерального перечня, то вопрос, почему, с какой стати школа работает не по грифованным учебникам? Если учебник есть в списке рекомендованных министерством, то кто в школе за это отвечает, кто и почему допустил ошибку: не вовремя или не в полном объеме подал заявку?
- Можно еще и взвесить этот портфель. Родители жалуются, что ранец сына или дочки тяжело даже приподнять, не то что нести. А ведь есть санитарные нормы: для выпускника предельный вес - 4 килограмма, для шестиклассника - 2,5.
- Если есть нормы, значит, их надо соблюдать. Иначе Роспотребнадзор может при очередной проверке наложить взыскание. Другое дело, что надо разбираться, на чем основаны эти нормы, связаны ли они как-то с реальными потребностями и угрозами здоровью, и обращаться с предложениями, бороться, добиваться решения проблемы. Но пока эти нормы действуют, я несу ответственность за их выполнение.
Есть разные пути облегчить портфель: например, издавать учебник не толстой книгой, а несколькими более тонкими и легкими. Но это увеличивает стоимость и снижает долговечность. Конечно, лучший вариант - носить не книги, а планшетный компьютер, где все нужное в электронном виде уже есть. Но до такого уровня технической оснащенности еще надо дожить. Да и со зрением у школьников, мне кажется, потом будут проблемы. Учиться по учебнику и учиться по компьютеру - это совсем разные вещи, мы пока что учиться по компьютеру не умеем. В ближайшее время, наверное, научимся и привыкнем.
- Может, не носить книги в портфеле, а обеспечить каждый кабинет комплектами учебников и раздавать в начале урока?
- В некоторых регионах идут по такому пути. Но тогда нам надо выделять не 200, а 400 миллионов на покупку литературы, ведь на каждого ученика будут нужны два набора книг. Пока что у нас нет возможности увеличить сумму вдвое.
- Почему - вдвое? В параллели два-три класса, а для кабинета нужен всего один комплект учебников, а не два-три.
- Несколько параллельных классов - это только в крупных городах. В большинстве райцентров и на селе наполняемость совершенно другая, а сельских школ у нас 65%.
- Достаточно ли учебников по новым предметам? Всё ли готово к началу их преподавания?
- Пока что нет. В этом году стало частью основной программы то, что до этого изучали в экспериментальном порядке. Прежде всего это комплекс, связанный с основами культуры той или иной религии либо светской этикой, по выбору родителей. Но для нас это не новинка. Мы четыре года назад в качестве регионального компонента в школьной программе ввели курс «История религий России». Более того: мне кажется, что наш предмет гораздо качественнее, чем всё, что пытаются сделать сегодня. Ребенок изучал и православие, и ислам, и иудаизм - все основные религии. А теперь ты должен выбрать что-то одно. Мне представляется, что это может угрожать толерантности. Кроме того, нужно готовить учителей по каждому направлению - сейчас их не хватает. Для нашего интегрированного курса мы начали готовить педагогов еще восемь лет назад, и сейчас их количество и квалификация нас устраивает.
Я об этом курсе рассказывал во время выступления в Троице-Сергиевой Лавре, и меня поддержали многие, в том числе жители Кавказа. Мы живем в местах, где имеются разные традиционные конфессии, так что нельзя делать лишних неосторожных шагов. Любой перекос приведет к дисбалансу. Причем в любом российском регионе.