Материал подготовлен для портала РИА Новости >>
У российских туристов за рубежом снова проблемы. Крах итальянского лоукостера Wind Jet, одно из наиболее заметных событий недели, показал, насколько могут оказаться незащищенными от потери времени и денег туристы, организующие свои путешествия напрямую. Эксперты советуют самостоятельным путешественникам быть более внимательными и осторожными, поскольку банкротства на рынке авиаперевозок уже давно перестали быть редкостью.
Попали все
Отдых группы школьников и воспитанников детского дома из Тульской области оказался под угрозой из-за ситуации с Wind Jet , которая с воскресенья прекратила полеты по причине финансовых трудностей, - 30 августа они должны были прилететь бортом перевозчика на север Италии, в провинцию Брешия. По информации РИА Новости, в этот же день этим же самолетом из Бергамо должна была возвратиться в Россию другая группа российских детей из Тамбовской области, отдыхающих сейчас в Италии. Принимающие их итальянцы озабочены тем, что сицилийская авиакомпания прекратила все полеты, и теперь они не знают, смогут ли отправить ребят на родину до истечения срока действия виз.
Итальянское правительство пытается решить проблемы, которые вызвала остановка деятельности авиакомпании. Но пока, применительно к полетам в Россию и из нее, решение этих проблем ограничивается тем, что вместо Wind Jet по ее маршрутам будет летать New Livingston. Но эта авиакомпания не готова перевозить клиентов "приземлившегося" перевозчика бесплатно.
"Стоимость билета составляет от 190 евро в одну сторону, и фактически клиентам Wind Jet предлагают купить новые билеты, так как речь идет о вполне серьезной стоимости", - пояснил РИА Новости руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.
Wind Jet продавала свои билеты как туроператорам, так и всем желающим. Продажи самостоятельным путешественникам осуществлялись непосредственно через сайт авиакомпании. "Информация об остановке деятельности пришла на пике продаж, то есть максимум выручки компания унесла с собой", - говорит он.
По данных авиационных властей Италии, пострадать в общей сложности могут до 300 тысяч человек. Глубина продаж - до октября текущего года. По разным оценкам представителей российской туротрасли, остановка полетов Wind Jet затронет несколько тысяч россиян, а туроператоры, сотрудничавшие с этим перевозчиком, понесут многомиллионные убытки.
В этой ситуации любопытно посмотреть, у кого из туристов в итоге оказалось меньше проблем - у тех, кто покупал тур через туроператора, или у тех, кто организовывал отдых самостоятельно.
Под крылом туроператора
Проблемы туроператоров не отразятся на туристах, купивших путевки с билетом Wind Jet в компаниях, уверяют представители отечественного турбизнеса. Максимум, что грозит туристам, по их словам, задержки рейсов.
"Туроператоры своевременно и оперативно решают все проблемы, хотя никаких денег от Wind Jet они, скорее всего, уже не получат", - говорит Горин.
По его словам, российские компании не спешат работать с назначенным итальянским перевозчиком. "Проблемы решаются через "Россию", "ЮТэйр", "Якутию", "Ямал" и другие авиакомпании", - рассказал он.
"Клиенты туроператоров могут быть спокойны, закон обязывает турбизнес решать проблемы в таких случаях за счет собственных ресурсов", - подтвердил сопредседатель Клуба защиты прав туристов, эксперт Общественной палаты Роман Бобылев.
Впрочем, по его словам, теоретически не исключена такая ситуация, что турфирма может предложить туристу произвести определенные доплаты. "В такой ситуации надо помнить, что цена - это существенное условие турпродукта. Туроператор может поменять стоимость турпродукта лишь при наличии доброй воли со стороны туриста. Если турист не согласен, ему должны либо оказать услугу, как это написано в договоре, либо полностью вернуть деньги", - предупреждает эксперт.
Представители турбизнеса на фоне ситуации с Wind Jet напомнили о преимуществах путешествий по купленным у туроператоров путевкам. Так, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе сообщила, что традиционных туроператоров рано списывать со счетов. По ее словам, клиенты компаний защищены тем, что у туроператора есть финансовая гарантия. А покупка туристических услуг напрямую в интернете имеет свои риски, от которых у клиентов пока нет защиты.
В случае банкротства авиакомпании возврат денег, уплаченных за билет, может оказаться невозможным. Судебные тяжбы в таких ситуациях могут быть абсолютно бессмысленными по причине несопоставимости расходов на юридические услуги и приобретенные авиабилеты. Кроме того, если турист столкнется с мошенничеством при самостоятельной покупке туруслуг, решать вопросы ему также придется за свой счет и ценой собственного времени.
Самостоятельным туристам лучше объединиться
Тем не менее вряд ли стоит надеяться, что после банкротства очередной авиакомпании любители самостоятельного туризма пойдут в турфирмы, планируя свой отпуск.
Судя по тону высказываний на туристических форумах, "сам себе туристов" банкротство Wind Jet не пугает. В качестве позитивного примера, когда самостоятельные путешественники относительно легко решали проблемы в такой ситуации, приводится история с венгерской авиакомпанией Malev, зимой этого года объявившей об остановке своей деятельности, однако вернувшей деньги несостоявшимся пассажирам.
"Но надо понимать, что Wind Jet в отличие от Malev - это все-таки лоукостер, вопрос возврата денег в данном случае под вопросом", - считает Горин.
Тем не менее эксперты не исключают такие возможности для тех пассажиров, которые готовы потратить на возврат денег свое время. Бывалые путешественники советуют пострадавшим успокоиться и попробовать вернуть потраченные деньги на банковские карты, которые использовались при покупке билетов.
Юристы и представители банковской сферы подтверждают, что такой шаг имеет смысл. "Надо обратиться в свой банк, а также написать письмо в авиакомпанию. Авиакомпания должна дать банку разрешение на возврат средств на карту плательщика", - поясняет начальник управления кредитного портфеля Банка Москвы Станислав Боженко. Но при этом у авиакомпании должны быть какие-то средства на счету, замечает Бобылев, добавляя: "Я сомневаюсь, что они у нее есть".
Если таким способом вернуть средства не получается, то можно попробовать обратиться в суд. "Я бы посоветовала пострадавшим туристам найти друг друга, объединиться, нанять адвоката и подать коллективный иск в адрес Wind Jet. Оплата персональных услуг юристов будет дорогой и неоправданной", - советует Анна Гладун, директор юридической консультации "Визит", специализирующейся на вопросах туризма.
Бобылев считает, что есть смысл надеяться на сознательность итальянских властей. Эксперт напоминает, что национальное агентство гражданской авиации Италии создало специальную телефонную линию для решения вопросов, связанных с Wind Jet, а также опубликовало контакты, по которым каждый пострадавший клиент Wind Jet может заявить о себе.
"Наверняка будут какие-то предложения по компенсации, возможно, дисконтные программы. Не думаю, что итальянцы просто так кинут потенциальных туристов", - считает он.
Тем не менее эксперты советуют туристам быть бдительнее при самостоятельной покупке авиабилетов, читать условия договора, приобретать страховки от невылета и всегда оставлять деньги про запас на случай возникновения непредвиденных проблем.
Марина Селина