Марина Селина, РИА Новости.
У российских туристов за рубежом снова проблемы. Одно из наиболее заметных событий недели – крах итальянского лоукостера Wind Jet – показал, насколько могут оказаться незащищенными от потери времени и денег туристы, организующие свои путешествия самостоятельно. Эксперты советуют самостоятельным путешественникам быть более внимательными и осторожными, поскольку банкротства на рынке авиаперевозок уже давно перестали быть редкостью.
Попали все
Отдых группы школьников и воспитанников детских домов из России оказался под угрозой из-за ситуации с сицилийской авиакомпанией Wind Jet, которая с воскресенья прекратила полеты из-за финансовых трудностей. 30 августа в севео-итальянскую провинцию Брешия должна была прибыть группа школьников и воспитанников детского дома из Тульской области.
По информации РИА Новости, 30 августа этим же самолетом Wind Jet из Бергамо должна была возвратиться в Россию другая группа российских детей из Тамбовской области, отдыхающих сейчас в Италии. Принимающие их итальянцы озабочены тем, что сицилийская авиакомпания прекратила все полеты, и теперь они не знают, смогут ли отправить ребят на родину до истечения срока действия виз.
В воскресенье 12 августа более 100 россиян не смогли вовремя вылететь домой из сицилийской Катании.
На следующий день МИД России предупредил, что проблемы с возвращением российских пассажиров Wind Jet на родину могут продолжаться еще в течение двух недель.
Итальянское правительство пытается решить проблемы, которые вызвала остановка деятельности авиакомпании. Но пока, применительно к полетам в Россию и из России, решение этих проблем ограничивается тем, что вместо Wind Jet по ее маршрутам будет летать другой авиаперевозчик New Livingston.
Но эта авиакомпания не готова перевозить клиентов Wind Jet бесплатно.
"Стоимость билета составляет от 190 евро в одну сторону и фактически клиентам Wind Jet предлагают купить новые билеты, так как речь идет о вполне серьезной стоимости", – пояснил РИА Новости руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.
Wind Jet продавала свои билеты как туроператорам, так и всем желающим. Продажи самостоятельным путешественникам осуществлялись непосредственно через сайт авиакомпании. "Информация об остановке деятельности пришла на пике продаж, то есть максимум выручки компания унесла с собой", – говорит Дмитрий Горин.
Всего, по данных авиационных властей Италии, пострадать в общей сложности могут до 300 000 тысяч человек. Глубина продаж авиабилетов – до октября текущего года.
По разным оценкам представителей российской туротрасли, остановка Wind Jet затронет несколько тысяч россиян. А туроператоры, сотрудничавшие с Wind Jet, понесут многомиллионные убытки.
В этой ситуации любопытно посмотреть, у кого из туристов в итоге оказалось меньше проблем – у тех, кто покупал тур через туроператора, или у тех, кто организовывал отдых самостоятельно.
Под крылом туроператора
Проблемы туроператоров не отразятся на туристах, купивших туры с билетом Wind Jet в туркомпаниях, уверяют представители отечественного турбизнеса. Максимум, что грозит туристам, по их словам, задержки рейсов.
"Туроператоры своевременно и оперативно решают все проблемы, хотя никаких денег от Wind Jet, они, скорее всего, уже не получат", – говорит Дмитрий Горин. По его словам, российские компании не спешат работать с назначенным итальянским авиаперевозчиком.
"Проблемы решаются через ГТК "Россия", Ютэйр, Якутию, Ямал и другие авиакомпании", – рассказал он.
"Клиенты туроператоров могут быть спокойны, закон обязывает турбизнес решать проблемы в таких случаях за счет собственных ресурсов", – подтвердил сопредседатель Клуба защиты прав туристов, эксперт Общественной палаты Роман Бобылев.
Но по его словам, теоретически не исключена такая ситуация, что турфирма может предложить туристу произвести определенные доплаты. "В такой ситуации, надо помнить, что цена – это существенное условие туристического продукта. Туроператор может поменять стоимость туристического продукта лишь при наличии доброй воли со стороны туриста. Если турист не согласен, ему должны либо оказать услугу, как это написано в договоре, либо полностью вернуть деньги", – предупреждает Бобылев.
Представители турбизнеса на фоне ситуации с Wind Jet напомнили о преимуществах путешествий по купленным у туроператоров путевкам.
Традиционных туроператоров рано списывать со счетов, заметила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, клиенты турфирм защищены тем, что у туроператора есть финансовая гарантия. А покупка туристических услуг напрямую в интернете имеет свои риски, от которых у клиентов пока нет защиты.
В случае, например, банкротства авиакомпании возврат денег, уплаченных за авиабилет, может оказаться невозможным. Судебные тяжбы в таких ситуациях могут быть абсолютно бессмысленными по причине несопоставимости расходов на юридические услуги и приобретенные авиабилеты. Кроме того, если турист столкнется с мошенничеством при самостоятельной покупке туруслуг, решать вопросы ему также придется за свой счет и ценой собственного времени.
Самостоятельным туристам лучше объединиться
Тем не менее, вряд ли стоит надеяться, что после банкротства очередной авиакомпании любители самостоятельного туризма пойдут в турфирмы, планируя свой отпуск.
Судя по тону высказываний на туристических форумах, "сам себе туристов" банкротство Wind Jet не пугает. В качестве позитивного примера, когда самостоятельные путешественники относительно легко решали проблемы в такой ситуации, приводится история с венгерской авиакомпанией "Malev". Зимой этого года "Malev" объявила об остановке своей деятельности, но, тем не менее, вернула деньги пассажирам за несовершенные полеты.
"Но надо понимать, что Wind Jet, – это все-таки лоукостер, в отличие от Malev, вопрос возврата денег в данном случае под вопросом", – считает Дмитрий Горин.
Тем не менее, эксперты не исключают такие возможности для тех авиапассажиров, которые готовы потратить на возврат денег свое время. Бывалые путешественники советуют пострадавшим успокоиться и попробовать вернуть потраченные деньги на банковские карты, которые использовались при покупке билетов.
Юристы и представители банковской сферы подтверждают, что такой шаг имеет смысл. "Надо обратиться в свой банк, а также написать письмо в авиакомпанию. Авиакомпания должна дать банку разрешение на возврат средств на карту плательщика", – поясняет начальник управления кредитного портфеля Банка Москвы Станислав Боженко. Но, при этом, у авиакомпании должны быть какие-то средства на счете, замечает Роман Бобылев. "Я сомневаюсь, что они у нее есть", – говорит он.
Если таким способом вернуть средства не получается, то можно попробовать обратиться в суд. "Я бы посоветовала пострадавшим туристам найти друг друга, объединиться, нанять адвоката и подать коллективный иск в адрес Wind Jet. Оплата персональных услуг юристов будет дорогой и не оправданной", – советует директор юридической консультации "Визит", специализирующейся на вопросах туризма, Анна Гладун.
Роман Бобылев считает, что есть смысл надеяться на сознательность итальянских властей. Эксперт напоминает, что национальное агентство гражданской авиации Италии выделило специальную телефонную линию для решения вопросов, связанных с Wind Jet, а также опубликованы контакты, по которым каждый пострадавший клиент Wind Jet может заявить о себе.
"Наверняка, будут какие-то предложения по компенсации, возможно, дисконтные программы. Не думаю, что итальянцы просто так кинут потенциальных туристов", – считает Бобылев.
Тем не менее, эксперты советуют туристам быть бдительнее при самостоятельной покупке авиабилетов, читать условия договора, приобретать страховки от невылетов и всегда оставлять деньги про запас на случай возникновения непредвиденных проблем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции