У Ричарда Никсона был Уотергейт. У Рональда Рейгана – Ирангейт. А вот на недавно избранного президента Франции Франсуа Олланда только что обрушился Подушкингейт.
Получив в мае ключи от Елисейского дворца, Олланд стал целенаправленно играть на контрасте со своим предшественником. Николя Саркози обожал роскошь и гламур. А Франсуа Олланд начал демонстрировать чудеса личной скромности, достойные Ельцина времен его поездок на общественном транспорте.
Олланд сократил свою зарплату на 30% и уменьшил количество телохранителей. Президент приказал, чтобы его кортеж останавливался на светофорах. Саркози в своих поездках по Франции предпочитал самолеты и вертолеты. Олланд использует автомобиль или даже пассажирские поезда.
Свои отпуска президент Саркози проводил на самых роскошных виллах роскошных зарубежных курортов. Олланд выбрал для отпуска официальную президентскую резиденцию на южном побережье Франции. Форт Брегансон – это место с роскошными природными красотами, но скромными внутренними интерьерами и крошечными комнатами.
Согласно легенде, великий лидер Франции Шарль де Голль смог выдержать в форте Брегансон всего одну ночь. Так и не сумев заснуть, президент де Голль поклялся здесь никогда больше не появляться.
Но сейчас по имиджу "нормального президента" был нанесен страшный удар. Известный многочисленными политическими разоблачениями сатирический еженедельник "Канар Аншене" поведал французам, что их президент, оказывается, совсем не такой скромный, каким хочет казаться. Специально для отпуска Олланда в Форт Брегансоне в дорогой испанской интерьерной фирме была заказана большая партия роскошных диванных подушек.
Вам смешно? А вот во Франции эта новость обсуждается на полном серьезе. Мол, как же так! Страна корчится в тисках экономического кризиса. Дефицит бюджета громаден. Безработица достигла уровня в 10%. А президент в это время тешит себя диванными подушками!
Мое мнение об этой " буре в стакане воды" таково: обвинения в адрес Олланда чудовищно несправедливы, но в то же время абсолютно ожидаемы. Более того, президент сам их накликал на свою голову. Чрезмерная скромность может быть для политика не менее опасной, чем ее полное отсутствие.
Иногда привычка лидера к роскошному образу жизни может пустить по миру возглавляемое им государство. И нет, я не имею в виду баварского короля Людвига II. Пусть его программа строительства замков опустошила государственную казну. Зато эти невероятно красивые сооружения и по сей день являются главным козырем баварской туристической индустрии.
Вот уже девять лет как при словах "личная нескромность политиков" вспоминаю следующую сцену. Февраль 2003 года. Последние мирные дни режима Саддама Хуссейна в Ираке. В багдадском международном аэропорту (имени Саддама Хуссейна, разумеется) я прохожу контроль безопасности перед внутренним перелетом в Мосул.
Во всем остальном мире "авиационных стражников" интересует взрывчатка, ножи, револьверы и прочая. Но в аэропорту имени Саддама Хуссейна все было по-другому. Охранники жадно требовали фотоаппараты и с остервенением вытаскивали из них батарейки.
Недоумение длилось недолго. Сразу после взлета я увидел в иллюминаторе исполинского размера здание, отделанное мрамором. Как вы уже догадались, это был один из столичных дворцов президента Хуссейна.
Пару дней спустя подобная же по смыслу мизансцена повторилась в заново отстроенном иракцами древнем городе Вавилон. "Не надо туда ходить! Там нет ничего интересного!" – уговаривали меня сопровождавшие нашу группу сотрудники иракской службы безопасности.
Однако мое любопытство было безмерным. А количество журналистов в группе – слишком большим, чтобы за всеми можно было уследить. Я все-таки сунулся в тот закоулок. И передо мной открылась панорама еще одного роскошного президентского дворца сомнительных архитектурных достоинств.
Но правительства, подобные режиму Саддама Хусейна – это сейчас удел государства третьего мира. В развитых цивилизованных странах типа Франции расходы на содержание главы государства составляют микроскопическую долю бюджета. И неважно – ведет ли себя президент словно богатей-нувориш, как Саркози, или словно деревенский скромник, как Олланд. Казне от этого ни жарко, ни холодно.
Зато президентское поведение прямо влияет на такой важный показатель, как настроения в обществе. И здесь очень важно избежать крайностей. Президент путает свою должностью с ролью пресыщенного абсолютного монарха? Это, безусловно, плохо. Но ситуация, когда президент ведет себя так, словно он не президент, тоже кажется привлекательной лишь на первый взгляд.
На стыке 1970-ых и 1980-ых годов был в США такой президент – Джимми Картер. И он тоже вел себя так, как сейчас себя ведет Франсуа Олланд. Картер заявил, что он положит конец "имперскому президентству". Количество сотрудников аппарата Белого дома было сокращено на треть. Президентская яхта "Секвойя" была выставлена на продажу.
Члены кабинета министров потеряли своих правительственных шоферов. Картер посоветовал им самим сидеть за рулем автомобилей. Сам же президент категорически запретил обслуге таскать его багаж во время поездок. И Картер, и его жена Розалин, и даже их маленькая дочь Эми сами всегда носили свои чемоданы.
И что же, помогло ли это президентству Картера стать успешным?
Первоначально да. Но вскоре восторг сменился недоумением. Все случилось вполне в духе шутки Унистона Черчилля по поводу его сменщика на посту британского премьера Клемента Эттли. В присутствии Черчилля кто-то начал расхваливать скромность Эттли. И известный своим остроумием великий британец не выдержал: " У Эттли есть все основания для скромности!"
В непростые годы правления Картера американцы ждали от своего президентства яркого и вдохновляющего лидерства. Вместо этого Джимми Картер давал им все новые и новые примеры своей личной скромности. Упал не только рейтинг президента. С первым и единственным президентским сроком Картера американцы попрощались в состоянии глубокой национальной депрессии.
Но это очень быстро поправил сменщик Картера Рональд Рейган. В сиюминутные дела правительства новый президент почти не вникал. Этим занимались члены кабинета министров, которым вернули казенные лимузины. Зато Рейган произносил одну вдохновляющую речь за другой. И, о чудо! К американцам вернулось чувство оптимизма.
Франсуа Олланд пробыл на посту президента Франции всего 100 дней. Но он уже стал жертвой "синдрома Картера". Согласно социологическим опросам, больше половины французов недовольны его действиями. 51% считают, что ситуация в стране меняется в худшую сторону.
Как блестяще доказал Рональд Рейган, политика сродни шоу-бизнесу. А излишне скромным в шоу-бизнесе делать нечего. Во все времена и во всех странах население ждет от власти " хлеба и зрелищ". С "хлебом" у Олланда проблемы. Уже в сентябре правительство должно за счет повышения налогов и сокращения бюджетных расходов найти где-то 33 миллиарда евро. И на этом фоне президент Олланд лишает сограждан еще и зрелищ!
К нашим политикам это, естественно, не относится. Но вот президенту Олланду я бы настоятельно рекомендовал (хотя в моих советах он точно не нуждается) поумерить свою скромность. Не стоит ориентироваться на Саркози и делать все наоборот. Золотая середина и здесь является самым верным решением. Поэтому тешить себя подушками, и не только подушками, г-н президент! Франции от этого будет только лучше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции