Минобрнауки России по поручению главы государства до конца 2012 года должно выявить неэффективно работающие государственные вузы, а также разработать и утвердить программу их реорганизации. О том, как будет преобразована вузовская сеть, будут ли при этом учтены итоги приемной кампании и обновится ли руководство университетов, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Ирине Горюновой рассказал заместитель министра образования и науки Александр Климов.
- Александр Алексеевич, на прошлой неделе министерство опубликовало приказ о мониторинге вузов, по итогам которого будут приниматься решения о реорганизации вузов и их филиалов. Расскажите подробнее, как это будет происходить?
- В течение последних двух месяцев мы совместно с ведущими университетами, Российским Союзом ректоров, федеральными органами исполнительной власти сформировали перечень 50 показателей, на базе которых будет проведена оценка эффективности работы вузов. Мониторингом будут охвачены все государственные высшие учебные заведения и филиалы вне зависимости от того, к какому ведомству они принадлежат. По результатам обработки представленных данных будет определен перечень вузов, которые в соответствии с установленными критериями можно отнести к неэффективным.
- По вашим подсчетам, сколько вузов может попасть в эту группу?
- Сейчас точную цифру назвать нельзя. Надо дождаться итогов мониторинга. Сбор данных будет осуществляться с 15 августа по 15 сентября. Сроки сжатые. Ситуация облегчается тем, что большая часть данных о вузах уже введена в рамках сбора периодической статистики. Это позволит без спешки и суеты за месяц ввести и выверить все данные. Ректоры будут нести персональную ответственность за то, что эти сведения являются верными и соответствуют действительности.
- Каковы основные критерии мониторинга, на что будут обращать внимание в первую очередь?
- В мониторинге пять блоков показателей. Первый посвящен образованию, все критерии простые и понятные. Например, средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс, численность победителей олимпиад, доля магистров в общей численности студентов и другие.
Второй блок связан с научной деятельностью вуза. Здесь мы интересуемся, например, международными публикациями и индексами цитирования, средним объемом доходов от научной деятельности в расчете на одного научно-педагогического работника, долей доходов от НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) в общих доходах вуза. Когда мы формировали этот блок, то во многом опирались на показатели, которые являются основополагающими в области научной деятельности вузов в мировых рейтингах - Times, ARWU (Академический рейтинг университетов мира, который составляется в институте высшего образования Шанхайского университета), международный рейтинг компании QS (Quacquarelli Symonds).
Третий блок показателей характеризует международную деятельность вузов. Здесь мы будем учитывать численность иностранных студентов и аспирантов, долю студентов, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра). Показатель развития международной научной деятельности - доходы из иностранных источников на выполнение научно-исследовательских работ.
Четвертый блок характеризует финансово-экономическую успешность вуза. Доходы вуза в расчете на одного научно-педагогического работника, отношение средней заработной платы научно-педагогических работников к средней заработной плате по экономике региона. Не секрет, что в ведущих университетах России студенты, не поступившие на бюджетные места, готовы платить по 250 тысяч в год, а некоторые вузы "выдают дипломы" за 10-15 тысяч.
Последний, пятый блок характеризует инфраструктуру вуза. Мы считаем, что современный университет должен быть обеспечен помещениями для обучения и участия студентов в научной и проектной деятельности, компьютерами, современной литературой.
Система показателей мониторинга позволит выделить группу неэффективных государственных образовательных учреждений с целью формирования комплекса мер по их дальнейшей реорганизации.
При этом тем, кто не попал в "группу риска", не стоит успокаиваться. Каждый вуз должен иметь внятную стратегию действий. Ведущие университеты уже сегодня структурируют свою деятельность в соответствии с утвержденными программами развития. Наша задача заключается в том, чтобы каждый вуз был в состоянии объяснить обществу, работодателям и студентам собственное предназначение и стратегию действий.
- Что будет после того, как министерство соберет данные?
- В декабре на коллегии министерства мы планируем обсудить результаты мониторинга. Между 15 сентября и коллегией министерства у нас есть время для того, чтобы собрать дополнительную информацию о вузах, которые по результатам мониторинга продемонстрируют низкие показатели. Мы бы хотели провести консультации со всеми заинтересованными сторонами, чтобы принимать решение не только по счетным параметрам, но также с учетом мнения региональных органов управления, работодателей и общественно-профессиональных организаций.
В дальнейшем возможны разные сценарии действий. Обычно неэффективный вуз или филиал присоединяется к сильному. Такая схема отработана в ходе создания федеральных университетов. Возможен вариант закрытия вуза с переводом студентов в другое учебное заведение по решению учредителя. Если по каким-либо веским основаниям вуз невозможно ни присоединить, ни закрыть, тогда потребуется формирование программы развития вуза, реализация которой обеспечит надлежащее качество обучения.
- Сама реорганизация вузов начнется уже в следующем году?
- В вузах, подведомственным минобрнауки, - да. Надо учитывать, что в России значительная часть вузов находится в сфере ответственности других федеральных структур. Мы сейчас активно взаимодействуем с коллегами из других министерств, чтобы выработать консолидированные решения по мониторингу и подготовке предложений по реорганизации неэффективных вузов и филиалов.
Здесь самый важный вопрос - студенты. В соответствии с указом президента, мы при реорганизации неэффективных учреждений обязаны обеспечить права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях. И мы будем неукоснительно следовать этому принципу. Мне кажется, что студенты выиграют при переводе в более сильный вуз.
- А что будет с преподавателями?
- Это еще один вопрос, который заставляет тщательно продумывать решения по реорганизации неэффективных вузов. Нам надо будет определиться с каждым преподавателем и научным работником. Если человек может и готов работать в новых условиях, мы, безусловно, дадим ему такую возможность.
- Есть же еще негосударственные вузы, которые наверняка нуждаются в такой же реорганизации?
- Напрямую наша программа мониторинга негосударственных вузов не касается. Однако сейчас мы активно обсуждаем возможные варианты внесения изменений в нормативную базу в области образования в части контроля качества обучения. Очевидно, что требования к обеспечению качества обучения должны быть едиными как для государственных, так и для негосударственных вузов. Государственная политика в сфере образования должна обеспечивать права граждан на получение качественного профессионального образования в любом вузе.
- Как руководство регионов относится к предстоящей реорганизации вузовской сети?
- Представители органов управления ряда субъектов РФ уже обратились к нам с предложениями по предоставлению министерству дополнительных аналитических материалов о состоянии региональных рынков труда и вузовской сети. С нашей точки зрения, такая информация важна и ее надо учитывать при принятии решений о реорганизации.
- На фоне реорганизации вузов рассматривается вопрос об обновлении руководства университетов?
- Надо хорошо подумать, изучить зарубежный опыт, обсудить совместно с экспертами и ректорским сообществом какие модели управления вузами являются эффективными в 21 веке.
Однозначно нам необходимо развивать управленческий потенциал университетов. Руководители вузов должны понимать глобальные тенденции развития высшего образования, уметь строить диалог с представителями бизнеса и власти, понимать, как надо общаться с современной молодежью. В рамках реализации федеральной целевой программы развития образования Московская школа управления "Сколково" осенью начинает программу обучения руководящего состава вузов. Предполагается, что в рамках модульной программы пройдут обучение не менее ста ректоров и проректоров вузов.
- При реорганизации вузовской сети будет ли учитываться то, как учебное заведение провело в этом году приемную кампанию?
- Безусловно. Баллы ЕГЭ с учетом специфики направлений и специальностей подготовки конкретного вуза будут учитываться при определении неэффективных вузов. Если государственный вуз не может обеспечить прием студентов на бюджетные места, то возникают сомнения относительно его востребованности экономикой и способности выполнять задания учредителя по подготовке квалифицированных кадров.
- Когда будут известны итоги приемной кампании этого года?
- Думаю, что к ноябрю подведем предварительные итоги и опубликуем информацию на сайте министерства.