Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Примерно половина россиян работает по специальности, которая не соответствует той, что записана у них в дипломе, свидетельствуют данные первого комплексного обследования условий жизни населения, проведенного Росстатом. Не удивительно, что 75% соотечественников недовольны своей зарплатой: мало кто готов хорошо платить непрофессионалам.
Ситуация на российском рынке труда уникальна, подчеркивают эксперты. Ни одна страна (быть может, кроме государств бывшего СССР) не сталкивалась с подобным дисбалансом, когда работа половины трудящихся не соответствует их диплому.
Где заканчивается позитив
Масштабное исследование, в котором участвовали десять тысяч домохозяйств, касалось, в том числе, и самочувствия россиян на рынке труда.
Девять из десяти трудоспособных россиян имеют профессию, подтвержденную дипломом, свидетельствует Росстат. Это высокий показатель даже по европейским меркам, говорит замглавы ведомства Константин Лайкам. Но на этом позитив, касающийся российского рынка труда, заканчивается.
Оказалось, большинство дипломов не стало пропуском к вершинам профессии для их обладателей. "Наличие специальности по диплому часто не соответствует выполняемой работе", – констатирует чиновник.
Имеющаяся работа не соответствует приобретенной по диплому специальности у 44% россиян.
В неформальном секторе (мелкие компании, индивидуальные предприниматели, лица, оказывающие услуги частным образом, например, адвокаты или же домохозяйства, производящие товар для реализации на рынке) количество работников, не имеющих профессиональной подготовки, еще выше – 60%. Хуже дела обстоят только в семейном бизнесе: там диплом не соответствует выполняемой работе в 80% случаев, рассказал Константин Лайкам.
Получается, что россияне тратят государственные, а часто и собственные деньги и время, получают диплом, а потом меняют профессию. Причем более 50% опрошенных Росстатом сказали, что ищут первую работу по знакомству.
Учиться нужно всю жизнь
При этом справедливо и обратное. "Неудовлетворенность уровнем оплаты труда приводит к снижению количества работающих по специальности, – говорит зав. лабораторией социально-трудовых отношений Института экономика РАН Ирина Соболева. – По этой причине граждане жертвуют собственным профессиональным ростом и качеством условий работы".
Впрочем, дело не только в том, что у половины работников не совпадают специальность по диплому и имеющаяся работа, а в том, что две трети из них не получили никакой профессиональной переподготовки, говорит Ирина Соболева. Данные Независимого института социальной политики НИСП еще более мрачные: только 3% россиян получают за свою жизнь дополнительное к основному образование.
"Между тем, во всем мире широко развита система непрерывного образования: получил диплом – ушел в близкую профессиональную сферу. Еще что-то закончил – и снова перешел в смежную сферу, – пояснила Ирина Соболева РИА Новости. – Важно развиваться – и вверх, и по горизонтали".
В России же масса людей забросила то, чему их когда-то учили много лет, и начала заниматься более простыми видами деятельности.
"Это означает, что та работа, которой они занимаются сейчас, явно хуже их прошлой – дипломированной – работы", – делает вывод Соболева.
В итоге, как и выявило обследование Росстата, получается вот что: 70% работников удовлетворены зарплатой, но им не нравится их работа, условия труда, режим работы. При этом есть такое же количество людей – 70%, которым работа нравится, но вот зарплата совершенно не устраивает.
Россияне теряют профессионализм
Готовность жертвовать профессиональным ростом ради более высокой оплаты – пусть и менее квалифицированного – труда, отражается на производительности труда в стране. Люди готовы работать кем угодно, лишь бы платили. Так дипломированные учителя становятся менеджерами по продажам, а квалифицированные рабочие – охранниками.
"Основная проблема российского рынка – именно в качестве предоставляемых рабочих мест, а не в количестве занятых [в производстве]", – утверждает Ирина Соболева.
"Можно сделать вывод, что качество соединения труда и капитала в России очень низкое как со стороны рабочей силы, так и со стороны предложенных рабочих мест", – говорит директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. Часто встречаются тяжелые и даже опасные условия труда, существенную долю имеет неформальная экономика. "При таком состоянии рынка труда мало оснований говорить об устойчивом развитии российской экономики", – резюмирует эксперт.
Авторы Стратегии-2020 делали упор на создание 25 млн новых рабочих мест, напоминает Овчарова. Однако обследование Росстата показало, что в первую очередь нужно не организовывать новые рабочие места, а работать над качеством старых.
Вузы и работодатели должны договориться
Чтобы среднее профессиональное и вузовское образование не работало вхолостую, необходимо гармонизировать спрос на образование со стороны рынка труда и предложение образования со стороны вузов, говорит Лилия Овчарова. "Слабое звено – это связь между вузами и рынком труда", – пояснила она РИА Новости.
Работодатели и вузы должны договориться даже не о том, работников каких специальностей нужно готовить, а о том, какие именно знания, умения и навыки им преподавать в рамках этих специальностей.
Этот шаг позволит избежать сегодняшней ситуации, когда вузы готовят, например, менеджеров, а работодатели хотят нанимать "узких" специалистов или инженеров.
Кроме того, необходимо создать систему, которая бы позволяла людям работать со студенческих лет. Совмещение учебы и работы должно приветствоваться родителями, поддерживаться работодателями и позитивно восприниматься преподавателями, говорит Овчарова.
"В идеале вузы должны выстраивать график занятий с учетом работы студентов, а сами работодатели выделять время своим работникам на учебу", – рисует идеальную картину эксперт. Именно эта мера позволит студентам понять, какие знания на самом деле им нужны и что от них будут требовать на будущем месте работы.
Выход, по словам экспертов, очевиден: нужно повышать качество рабочих мест, развивать систему непрерывного образования, а профессиональное образование делать более прикладным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции