Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Очередная авария в российской космонавтике (нештатный вывод двух спутников ракетой "Протон-М" 7 августа) значительно приблизила переход от терапевтических методов налаживания работы Роскосмоса к хирургическим. Во всяком случае, именно такой была тональность совещания, прошедшего во вторник у премьера Дмитрия Медведева. Теперь руководству Роскосмоса, помимо стратегии реформирования космического хозяйства страны, придется предоставить еще и конкретный план по улучшению результатов текущей работы.
Обращаясь к основному докладчику – главе Роскосмоса Владимиру Поповкину, Дмитрий Медведев заметил: "Вы сейчас будете докладывать о сложившейся ситуации, в том числе о тех практических мерах, которые предполагается принять по повышению качества работы отрасли, включая, хотел бы на это обратить внимание, и вопросы о содержании, и организационной форме работы Роскосмоса".
Есть, она разрабатывается с зимы и ее пытаются внести на рассмотрение правительственных комиссий уже пару месяцев (текущие сроки назначались на 15 августа, но опять произошла чрезвычайщина в виде неудачи "Протона").
В данный момент, насколько можно судить, презентация системы оргмероприятий в отрасли перед руководством правительства отложена Дмитрием Медведевым на месячный срок.
"Обе эти темы должны быть проработаны на правительственном уровне в течение месяца, а затем я проведу совещание с участием всех ключевых предприятий отрасли. Другие решения также будут приняты", – заявил премьер.
Под "другими решениями" Медведев, в частности, имел в виду кадровые. Однако как ни крути, но за месяц основные контуры реформы, предложенной ранее Владимиром Поповкиным, вряд ли претерпят существенные изменения.
Идеи прорастают
Проект реорганизации отрасли довольно радикален: все предыдущие попытки структурирования предприятий на его фоне выглядят незавершенными. Основной логикой слияний и неизбежных сокращений руководство Роскосмоса называет низкую загрузку ракетно-космических производств (около 35% на данный момент), что требует прекратить существование конкурирующих структур.
Предприятия в плане жестко разложены по кластерам, отвечающим за отдельные вопросы: весь пилотируемый космос и все средства выведения (это один холдинг "Российские космические системы", в отличие от предыдущей ситуации, когда пытались создавать две параллельные структуры – на пилотируемые и "грузовые" системы), гражданские спутники и системы связи, баллистические ракеты, военные спутниковые системы, боевые баллистические ракеты.
Отдельно – пресловутый Центр эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ). Это детище Владимира Поповкина, призванной консолидировать управление инфраструктурой Роскосмоса, а также (что особо отмечалось) централизовать процедуру оказания пусковых услуг, до того разбросанную на несколько ответственных (особенно в части проверки готовности аппаратов и систем).
Заодно решился давешний вопрос о двигателестроении: так, при попытках выстраивать вертикальные "феодальные" структуры при прежнем руководстве периодически возникали идеи на предмет изъятия тех или иных проектов. Особенно жаловалось НПО "Энергомаш", у которого хотели увести в пользу Центра им. Хруничева производство двигателей РД-191, являющихся основой универсальных ракетных модулей для перспективного носителя "Ангара".
Теперь вопрос, похоже, отпадает: консолидация пошла по горизонтали. "Главный" холдинг "Российские космические системы" получит, в числе прочих ракетных производств, единый двигателестроительный дивизион.
Эволюция динозавров
То, что мы видим сейчас – уже второй подход к станку с целью осуществить-таки реструктуризацию отрасли.
Первая волна холдингов в оборонке и ракетно-космической отрасли, как правило, формировалась так: бралось относительно самостоятельное (в финансовом и/или аппаратном смысле) крупное предприятие, на базе которого и происходила интеграция второстепенных производств.
Основным двигателем такой интеграции, как правило, выступал не просчитанный с точки зрения отраслевой синергии и спущенный сверху план, а аппаратный ресурс директора-тяжеловеса, стоящего во главе такого предприятия.
Там, где отрасль было решено монополизировать, это сразу приводило к войнам конкурирующих головников за место ведущего оператора интеграции (т.е. верхнего в пищевой цепочке, которому будет позволено пожрать остальных). Извилистая история таких сложных оборонно-промышленных структур, как "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" или "Объединенная двигателестроительная корпорация", говорят сами за себя.
Теперь это предстоит и Роскосмосу: окончательно размонтировать застывшее с советских времен феодальное дублирование разработчиков и выстроить под единым управлением цепочку заводской кооперации по смежным темам. Интересно будет посмотреть, как впишутся в единую структуру, например, тот же самарский "ЦСКБ-Прогресс", Центр им. Хруничева и корпорация "Энергия" – и как будут балансироваться по ресурсам их проекты, задачи и наработки.
Однако, судя по заявлениям руководства Роскосмоса, одностороннего поглощения разработчиков (как было сделано, например, с конструкторами систем ПВО, объединенными на базе бывшего НПО "Алмаз") не будет. Будут создаваться верхние управляющие структуры, работающие со всеми подчиненными подразделениями.
Эта схема, к слову, применялась в том же "Алмаз-Антее": когда встал вопрос, кого выбирать в качестве головного интегратора отрасли систем ПВО, в итоге создали надстройку над всеми конкурентами. И за десять лет существования она прошла путь от слабой бумажной структуры до зубастого образования, которое теперь готово диктовать былым феодальным баронам отрасли "линию партии".
Не исключено, что этот подход сработает и в Роскосмосе, хотя все будет зависеть от нюансов практической реализации.
Стратегов сближают
Заодно Роскосмос продолжил звучавшую было идею о консолидации всех разработчиков стратегических ракет. В проекте предусмотрена корпорация "Стратегическое ракетное вооружение", которая объединит в числе прочих и двух ведущих разработчиков межконтинентальных ракет: Московский институт теплотехники (МИТ) и миасский Государственный ракетный центр (ГРЦ) им. В.П. Макеева.
Главный вопрос все тот же: на чьей базе будет происходить объединение? Или, точнее, чья линия возьмет верх в новой структуре? Очевидным кандидатом является король ракетно-ядерного рынка – МИТ, разработчик "Тополя", "Ярса" и "Булавы".
Это тем более вероятно, что в предыдущий заход холдингообразования именно МИТ должен был консолидировать боевых "стратегов", однако процесс шел ни шатко, ни валко. Тем не менее, ГРЦ им.Макеева, по-видимому, получит ряд очень соблазнительных заказов на разработку тяжелых жидкостных носителей, и это усиливает позиции миасских ракетчиков.
Здесь подспудно закладываются неизбежные трения – например, генконструктор МИТ Юрий Соломонов последние годы жестко критикует саму идею создания жидкостных МБР – профильную компетенцию "макеевцев". Поэтому к выбору состава руководства и механизмов выработки консолидированных позиций в рамках холдинга придется отнестись со всей серьезностью.
Откровенная передача всего ракетно-ядерного хозяйства в руки отъявленного апологета той или иной школы проектирования может привести к фаворитизму и нарастанию диспропорций. Однако найти равноудаленного и при этом авторитетного в отрасли тяжеловеса на пост "разводящего" для стратегических ракетчиков будет крайне сложно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции