Эстетика движения, эмоции, победа, совершенство тела – спорт всегда был источником вдохновения для художников разных эпох. Провожая Олимпийские Игры-2012 в Лондоне, РИА Новости выбрало 10 самых ярких произведений искусства, вдохновленных летними видами спорта.
Следите за Олимпиадой вместе с "Р-Спорт" >>
Мирон, "Дискобол" (между 460 и 450 годами до н. э.)
Скульптура существует в нескольких копиях, самые известные из которых находятся во дворце Массими в Риме и в собрании Британского музея.
В Древней Греции спортивные состязания были частью религиозного культа, а победитель уподоблялся Богу. Высокая физическая подготовка, здоровое тело считались непременными атрибутами божественного совершенства, а движение, как известно, символизировало жизнь. Знаменитый "Дискобол" греческого скульптора Мирона — одного из ведущих мастеров эпохи высокой классики, был призван запечатлеть идеал физической красоты человека. Автор изобразил атлета-победителя Олимпийских Игр, желая не столько показать внешнее совершенство форм спортсмена, сколько передать внутреннюю энергию его тела, воплощенную в движении.
Метание дисков является олимпийской легкоатлетической дисциплиной с 1896 года у мужчин и с 1928 года у женщин. Чемпионами летней Олимпиады 2012 года стали немецкий спортсмен Роберт Хартинг и хорватка Сандра Перкович. Серебряную медаль в метании диска у женщин получила россиянка Дарья Пищальникова.
Эдуард Мане "Скачки в Лоншане" (1867)
Оригинал работы хранится в Чикагском Институте искусств.
Скачки, изображенные на картине Эдуарда Мане "Скачки в Лоншане", вошли в моду в конце XVIII века. Наблюдать за лошадиными гонками и делать ставки на бегах — было излюбленным занятием многих представителей европейской буржуазии. Парижский Ипподром "Лоншан", неоднократно появлявшийся в произведениях Мане и Дега, был открыт в 1857 году недалеко от Болонского леса и до сих пор считается одним из лучших. Ракурс, выбранный художником, представляет наездников близко друг к другу, "щека к щеке", а публику от спортсменов отделяет лишь небольшой забор, что усиливает напряжение и реалистичность происходящего.
Скачки или "конные бега" входили в состав лишь древнегреческих Олимпийских игр. Это был единственный вид соревнований, участвовать в котором могли женщины, так как победителем объявлялись не жокеи, а владельцы коней. В современных Олимпийских Играх конный спорт представлен конкуром, троеборьем и выездкой (конкур также является одной из дисциплин в пятиборье). Победителем в индивидуальном конном троеборье у мужчин на лондонской Олимпиаде-2012 стал немец Михаэль Юнг.
Умберто Боччони "Динамизм велосипедиста" (1913)
Оригинал работы находится в музее Коллекция Пегги Гугенхайм в Венеции.
В конце XIX века альтернативой скачкам становятся велосипедные гонки. Появление легкого и удобного механического вида транспорта отлично вписывалось в контекст набиравшего силу в европейской культуре течения модернизма. В работе "Динамизм велосипедиста" итальянский футурист Умберто Боччони изобразил точные движения транспортного средства как круговорот кубических форм, напоминающий динамизм современной жизни.
Велоспорт вошел в программу Олимпийских соревнований в 1896 году. На Олимпиаде 2012 года победителем групповой велогонки на шоссе стал спортсмен из Казахстана Александр Винокуров.
Джордж Беллоуз "Ставьте у Шарки!" (1909)
Оригинал работы находится в собрании Музея искусств Кливленда.
На рубеже XVIII-XIX веков популярность приобретает еще один вид спорта — боксерские бои. Настоящий расцвет бокс получил в США: азартные посетители баров и подпольных клубов выигрывали большие суммы, делая ставки на поединках. Одна из самых известных картин на тему бокса принадлежит авторству американского реалиста Джорджа Беллоуза. Произведение называется "Ставьте у Шарки" и изображает бой на ринге популярного нью-йоркского клуба, носившего имя ирландца Тома Шарки. Световой контраст центра картины и ее фона, а также симметричное расположение фигур на полотне позволяет художнику передать острую экспрессивность момента.
Бокс официально является олимпийским видом спорта с 1904 года. На нынешней Олимпиаде в Лондоне соревнования по боксу были впервые проведены среди женщин. Первой в истории олимпийской чемпионкой в женском боксе стала спортсменка из Великобритании Николь Адамс.
Сэр Джон Лавери "Обмен ударами" (1885)
Оригинал картины хранится в Музее Глазго.
Еще один вид спорта, зародившийся в Англии XIX века и получивший сейчас невероятную популярность, — теннис. На картине ирландского художника сэра Джона Лавери молодая девушка, одетая в длинное платье и шляпку по моде конца XIX века, отбивает мяч, упавший на ее половину корта. Грациозная поза и складки на ее одежде не только подчеркивают женственность, но и выражают энергию и скорость реакции. Активный образ жизни в это время становится частью моды, а спортивные события освещаются в прессе наравне с музыкальными концертами или театральными постановками.
Теннис был окончательно утвержден в качестве олимпийского вида спорта на летних Играх 1988 года в Сеуле. Впервые этот вид спорта появился на Олимпиаде в 1896 году, но в 1924-м был временно исключен. Женщины принимают участие в соревнованиях по теннису с парижской Олимпиады 1900 года. Олимпийской чемпионкой по теннису на Олимпиаде в Лондоне в этом году стала американка Серена Уильямс, обыгравшая в финале российскую теннисистку Марию Шарапову. У мужчин золотую медаль выиграл британец Энди Маррэй.
Анри Руссо "Игроки в футбол" (1908)
Оригинал картины хранится в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
Важным этапом в популяризации спорта стало включение предмета физической культуры в программы учебных заведений. Ректор колледжа в Регби Томас Арнольд первым ввел обязательные занятия футболом, убежденный в том, что этот вид спорта поможет сформировать у учащихся дисциплину и организованность. Картина французского примитивиста Анри Руссо "Игроки в футбол" представляет популярную игру в юмористическом ключе. Плоско нарисованные игроки в ярких полосатых костюмах отчаянно веселятся на поляне, окруженной экзотическими деревьями. Стоит заметить, что в Англии того времени "футболом" называли именно регби — ту разновидность игры, где разрешено использовать руки, она и изображена на картине.
Соревнования по регби входили в состав Олимпийских Игр с 1900 по 1924 годы, а затем были исключены из программы. Однако, недавно олимпийский комитет объявил о решении вернуть "ручной футбол" в спортивные виды Олимпиады-2016 в Рио-де-Жанейро.
Томас Икинс "Братья Биглин во время гонки" (1873)
Оригинал картины находится в Музее искусств Кливленда.
Классическим университетским спортом в Англии и США с XIX века является гребля. На своей картине американский реалист Томас Икинс запечатлел момент первой гонки двухвесельных лодок в Филадельфии в 1872 году: нью-йоркские спортсмены братья Биглин финишируют победителями. Размеренные синхронные движения гребцов выражают близость и командный дух. Сам Икинс также не раз принимал участие в соревнованиях по гребле.
В составе Олимпийских игр академическая гребля впервые появилась на афинской Олимпиаде 1896 года, а в 1976 в Монреале в соревнованиях по гребле впервые приняли участие женщины. Победителями в соревнованиях парных двоек на Олимпийских Играх-2012 стали новозеландцы Хэмиш Бонд и Эрик Марей и британки Кэтерин Грэйнджер и Анна Уоткинс.
Дмитрий Жилинский "Гимнасты СССР" (1964)
Работа находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
В Советском Союзе спорт стал неотъемлемой частью жизни. Взяв за основу греческую идею о связи гармонического начала в человеке с патриотическими ценностями, государство учреждало программы всеобщего физического воспитания, а к пропаганде здорового образа жизни среди рабочих и подрастающего поколения подключались деятели искусств. Работа Дмитрия Жилинского "Гимнасты СССР" изображает звезд отечественного спорта 1960-х годов по спортивной гимнастике, олимпийских чемпионов Полину Астахову, Бориса Шахлина, Юрия Титова.
В древней Греции гимнастические упражнения воспринимались только как подготовка спортсменов к участию в Олимпийских Играх. Соревнования по спортивной гимнастике начали проводиться во 2-й половине XIX века, а в олимпийские виды спорта она впервые была включена в 1896 году. На Олимпиаде-2012 командное многоборье у мужчин выиграли китайские спортсмены, а у женщин — американки. Российские гимнастки стали серебряными призерами Олимпиады в этом виде спорта.
Александр Дейнека "Бег" (1934)
Картина находится в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге.
"Спорт – увлекательное зрелище. Слово "равнодушие" к нему неприменимо. Я наслаждаюсь красотой вольных движений, стремительностью бегунов, упругостью прыгунов, живописностью голубого неба и зеленого поля… Спорт вмещает все оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма. В нем начало героического", – говорил советский художник Александр Дайнека. На его полотне "Бег" спортсмены в едином порыве движутся к финишу, вызывая гордость и восхищение.
Бег всегда считался самым популярным видом олимпийского спорта, начиная с древних Игр, когда существовало всего четыре его разновидности: бег на стадию (192 м), двойной бег (384 м), долгий бег-на 7 стадий (1344 м) и бег в полном вооружении. Сегодня профессиональные бегуны соревнуются в более чем 10 различных видах соревнований на разные дистанции. Золотую медаль в беге на 400 м с барьерами в 2012 году выиграла российская спортсменка Наталья Антюх, а в беге на 3000 метров с препятствиями — Юлия Зарипова.
"Олимпийские игры" Бэнкси (2012)
Стрит-арт в Лондоне столице Олимпиады-2012.
Начиная с середины XX века, восстановленная Пьером де Кубертеном традиция Олимпийских игр, изначально бравшая за основу гуманистические ценности античного мира, стала приобретать политический оттенок. Международные состязания превратились в еще один способ ведущих мировых держав продемонстрировать свое величие, а профессиональный спорт — в средство добывания медалей и почестей.
Современное искусство перешло от практики воспевания спортивных успехов к критике теневых сторон спортивной жизни. Британский стрит-арт-художник Бэнкси, чьи остросоциальные высказывания на городских стенах приобрели известность по всему миру, создал несколько работ, посвященных нынешней лондонской Олимпиаде. На одном из лондонских зданий легендарный граффитчик нарисовал атлета, метающего вместо копья ракету, намекая на неоднозначную роль Олимпийских игр в современных международных отношениях.
Метание копья как вид спорта входило в программу Древних Олимпийских игр, а в состав Современных Игр было впервые включено в 1908 году в Лондоне. Женщины получили возможность бороться за олимпийские медали в этом виде спорта с 1932 года. Чемпионкой Игр-2012 в этой дисциплине среди женщин стала чешка Барбора Шпотакова, а среди мужчин — тринидадец Кешорн Уолкотт.
Подготовила Анна Ким