© Сергей АнашкевичРакетные корабли на воздушной подушке "Самум" и "Бора", входящие в 41-ю бригаду ракетных катеров Черноморского флота России, считаются одними из самых экстремальных и в некоторой степени уникальных военных кораблей.
Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути - катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами - это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность - 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.
С одной стороны это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет судну не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.
Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути - катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами - это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность - 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.
С одной стороны это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет судну не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.
Ракетные корабли на воздушной подушке "Самум" и "Бора", входящие в 41-ю бригаду ракетных катеров Черноморского флота России, считаются одними из самых экстремальных и в некоторой степени уникальных военных кораблей.
Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути - катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами - это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность - 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.
С одной стороны это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет судну не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.
Это корабли скегового типа (на воздушной подушке), по сути - катамараны с двумя узкими корпусами и очень широкой палубой. Они обладают уникальными кораблестроительными качествами - это трансформируемость гидродинамической платформы и многовариантность - 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.
С одной стороны это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью до 55 узлов, что позволяет судну не попадать в захват самонаводящихся ракет, а также двигаться быстрее, чем выпущенная торпеда.
© Сергей Анашкевич
1 из 21
© Сергей АнашкевичБлагодаря противокорабельному ракетному комплексу "Москит" из 8 ракет, эти корабли являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров действий.
Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей - "Самум", бортовой номер 616.
Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей - "Самум", бортовой номер 616.
Благодаря противокорабельному ракетному комплексу "Москит" из 8 ракет, эти корабли являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров действий.
Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей - "Самум", бортовой номер 616.
Сегодня мы посетим один из этих необычных военных кораблей - "Самум", бортовой номер 616.
© Сергей Анашкевич
2 из 21
© Сергей АнашкевичРакетный корабль на воздушной подушке (РКВП, проект 1239) создавался как развитие уже имеющихся на флотах Советского Союза малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей в боевых службах в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран проекта 1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ "Алмаз" и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа "Джейран", "Зубр" и др.
Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП, проект 1239) создавался как развитие уже имеющихся на флотах Советского Союза малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей в боевых службах в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран проекта 1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ "Алмаз" и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа "Джейран", "Зубр" и др.
© Сергей Анашкевич
3 из 21
© Сергей АнашкевичПервым ракетным кораблем на воздушной подушке этого проекта стал РКВП "Бора", заложенный в 1984 г. на стапеле судостроительного завода "Красный металлист" в г. Зеленодольске под Казанью. В сентярбе 1991 г. заложен второй корабль этой серии - "Самум". На воду он был спущен 12.10.1992 г. NATO-вская классификация кораблей этого типа - "BORA CLASS"
Первым ракетным кораблем на воздушной подушке этого проекта стал РКВП "Бора", заложенный в 1984 г. на стапеле судостроительного завода "Красный металлист" в г. Зеленодольске под Казанью. В сентярбе 1991 г. заложен второй корабль этой серии - "Самум". На воду он был спущен 12.10.1992 г. NATO-вская классификация кораблей этого типа - "BORA CLASS"
© Сергей Анашкевич
4 из 21
© Сергей АнашкевичКорабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. В качестве вооружения на корабле применяются две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса "Москит" (8 ракет 3М80), зенитно-ракетный комплекс "Оса-М" (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, две 30-мм артустановки АК-630.
Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. В качестве вооружения на корабле применяются две счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса "Москит" (8 ракет 3М80), зенитно-ракетный комплекс "Оса-М" (20 ракет), одна 76-мм артустановка АК-176, две 30-мм артустановки АК-630.
© Сергей Анашкевич
5 из 21
© Сергей АнашкевичАртустановка АК-176 калибра 76,2-мм установлена на баке (носу) корабля является мощной и одновременно легкой универсальной автоматической артустановкой для вооружения малых кораблей и катеров. Ее основное предназначение - борьба с низколетящими крылатыми ракетами типа "Гарпун" и "Томагавк".
Артустановка АК-176 калибра 76,2-мм установлена на баке (носу) корабля является мощной и одновременно легкой универсальной автоматической артустановкой для вооружения малых кораблей и катеров. Ее основное предназначение - борьба с низколетящими крылатыми ракетами типа "Гарпун" и "Томагавк".
© Сергей Анашкевич
6 из 21
© Сергей АнашкевичПо бортам "Самума" установлены две счетверенные установки противокорабельного ракетного комплекса "Москит".
В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-х тонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.
После старта ракета делает "горку", а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 ед. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части "Москит" пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.
В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-х тонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.
После старта ракета делает "горку", а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 ед. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части "Москит" пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.
По бортам "Самума" установлены две счетверенные установки противокорабельного ракетного комплекса "Москит".
В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-х тонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.
После старта ракета делает "горку", а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 ед. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части "Москит" пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.
В этом комплексе используются крылатые ракеты 3М-80, которые предназначены для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей. 4-х тонная ракета имеет длину почти 10 метров и дальность полета до 90 км.
После старта ракета делает "горку", а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров (над гребнем волн). Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10 ед. За счет огромной кинетической энергии и своей полубронебойной боевой части "Москит" пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри.
© Сергей Анашкевич
7 из 21
© Сергей АнашкевичАртиллерийская 6-ствольная 30-мм артустановка АК-630 мм является средством самообороны корабля и может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда - до 8 км.
Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда - до 8 км.
Артиллерийская 6-ствольная 30-мм артустановка АК-630 мм является средством самообороны корабля и может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда - до 8 км.
Эта артустановка имеет очень высокую скорострельность (до 5000 выстрелов в минуту) и дальность полета снаряда - до 8 км.
© Сергей Анашкевич
8 из 21
© Сергей Анашкевич"Самум" оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.
"Самум" оснащен двумя 82-мм корабельными комплексами выстреливаемых помех ПК-16. Они предназначены для постановки радиолокационных и оптико-электронных отвлекающих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и оптико-электронными системами наведения.
© Сергей Анашкевич
9 из 21
© Сергей АнашкевичНа фото: шахта зенитно-ракетного комплекса "Оса-МА". Комплекс предназначен для защиты от воздушных целей, а также для стрельбы по надводным целям.
На фото: шахта зенитно-ракетного комплекса "Оса-МА". Комплекс предназначен для защиты от воздушных целей, а также для стрельбы по надводным целям.
© Сергей Анашкевич
10 из 21
© Сергей АнашкевичДве газотурбинные установки мощностью 36 тыс. лошадиных сил каждая обеспечивают ход на воздушной подушке.
Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.
Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.
Две газотурбинные установки мощностью 36 тыс. лошадиных сил каждая обеспечивают ход на воздушной подушке.
Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.
Стоит сказать, что имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, катер на воздушной подушке-1 и -2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.
© Сергей Анашкевич
11 из 21
© Сергей АнашкевичПри необходимости хода на воздушной подушке, в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами.
Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов.
Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов.
При необходимости хода на воздушной подушке, в кормовой части корабля опускаются две колонки с установленными на них винтами-тандемами.
Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов.
Двигатели корабля позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов.
© Сергей Анашкевич
12 из 21
© Сергей АнашкевичНа фото: радиолокационная система.
На фото: радиолокационная система.
© Сергей Анашкевич
13 из 21
© Сергей АнашкевичНа фото: ходовой мостик. Отсюда осуществляется управление кораблем во время похода.
На фото: ходовой мостик. Отсюда осуществляется управление кораблем во время похода.
© Сергей Анашкевич
14 из 21
© Сергей АнашкевичСпускаемся в недра "Самума". Здесь узкие коридоры и жгуты кабелей
Спускаемся в недра "Самума". Здесь узкие коридоры и жгуты кабелей
© Сергей Анашкевич
15 из 21
© Сергей АнашкевичНа фото: "почтовое отделение" корабля.
На фото: "почтовое отделение" корабля.
© Сергей Анашкевич
16 из 21
© Сергей АнашкевичНа фото: кубрик, где живет корабельная команда.
На фото: кубрик, где живет корабельная команда.
© Сергей Анашкевич
17 из 21
© Сергей АнашкевичНа фото: столовая команды. Идет подготовка к ужину.
На фото: столовая команды. Идет подготовка к ужину.
© Сергей Анашкевич
18 из 21
© Сергей АнашкевичНа фото: машинное отделение. Общая силовая установка корабля состоит из двух газотурбинных установок М10-1 по 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), двух дизельных двигателей М-511А по 20000 л.с.( на 2 винта) и двух дизелей М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы). Суммарная мощность двигателей превышает 120 тыс. л.с.
На фото: машинное отделение. Общая силовая установка корабля состоит из двух газотурбинных установок М10-1 по 36000 л.с. (на винты-тандем, в опускаемых колонках), двух дизельных двигателей М-511А по 20000 л.с.( на 2 винта) и двух дизелей М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы). Суммарная мощность двигателей превышает 120 тыс. л.с.
© Сергей Анашкевич
19 из 21
© Сергей АнашкевичНа фото: пост энергетики и живучести. Отсюда осуществляется управление энергетической установкой корабля, регулируется скорость и т.д. Сюда же выведены все камеры видеонаблюдения, установленные на корабле.
На фото: пост энергетики и живучести. Отсюда осуществляется управление энергетической установкой корабля, регулируется скорость и т.д. Сюда же выведены все камеры видеонаблюдения, установленные на корабле.
© Сергей Анашкевич
20 из 21
© Сергей АнашкевичНа фото: ракетный корабль на воздушной подушке "Самум" на параде во время празднования Дня ВМФ в 2012 г.
На фото: ракетный корабль на воздушной подушке "Самум" на параде во время празднования Дня ВМФ в 2012 г.
© Сергей Анашкевич
21 из 21