Российские Военно-воздушные силы 12 августа отмечают столетний юбилей. В истории страны было несколько "дней рождения" военной авиации — когда-то его праздновали 2 августа (в нынешний День десантника) и 14 июля в День взятия Бастилии. Об истории праздника, о выдающихся достижениях советских летчиков и о женщинах в российской военной авиации специальному корреспонденту РИА Новости Руслану Гирфанову рассказал первый главнокомандующий ВВС России генерал армии Петр Дейнекин.
- Петр Степанович, выходит, что день военной авиации не всегда отмечался 12 августа?
— В начале прошлого века, на заре авиации, российские летчики праздновали день воздушного флота в соответствии с указом Николая II, который назначил празднование Дня воздушного флота на второе августа — День Святого пророка Ильи.
Святой пророк Илья был отправлен на небо на огненной колеснице. Он был назначен хранителем небесных вод и грома. Мы нередко слышим с тех далеких пор, как святой пророк объезжает свои владения, с громом освещая свой путь молниями. Второго августа сейчас отмечается день ВДВ. Вместе с десантниками нас объединяет общее небо. Задача десантника — покинуть самолет и броситься на врага с неба. Задача летчика — на огненной колеснице взлететь на небеса и оттуда поражать врага молниями.
В 1924 году заместитель Реввоеносвета Михаил Фрунзе в разгар борьбы с религиозными предрассудками отменил празднование Дня воздушного флота второго августа и перенес его на 14 июля, когда отмечается день штурма Бастилии. Праздновали этот день до 18 августа 1933 года, когда Сталин объявил о создании в Советском Союзе авиационной промышленности и установил 18 августа Днем Воздушного флота.
Этот праздник стал воистину всенародным, широко отмечался по всей стране. На авиационные парады в Тушино приходили руководители партии и правительства, все летное поле в Тушино и берега Москвы-реки были заполнены ликующими москвичами.
- Когда была установлена нынешняя дата?
— В 1995 году делегацию российских ВВС пригласили на 75-летие ВВС Южно-Африканской республики (ЮАР). Во время этой поездки главнокомандующий ВВС ЮАР Джеймс Крил спросил меня: "Сколько лет вашим Военно-воздушным силам?"
Я подумал: "Вот это вопрос… И "поплыл"…Но ответил, что когда на Западе первые пилоты отважно стрекотали в небе на первых этажерках, то русские пилоты уже покоряли воздушный океан на четырех моторных самолетах, летая из Петербурга в Киев и обратно на самолетах "Илья Муромец".
"Так что мы постарше вас в авиационном отношении", — сказал тогда я.
Кстати, во время этой поездки мы провели воздушные бои. Летчики ЮАР выступали на "Миражах" французского производства, а мы на своих МиГ-29 и Су-27. Воздушные бои закончились победой российских летчиков, потому что на нашей стороне была липецкая школа воздушного боя, высокая подготовка летчиков и лучшие в мире самолеты.
В это время на земле команда ВВС (Военно-воздушной академии имени Гагарина) обыграла сборную ВВС ЮАР по регби. Это было сенсацией, потому что в том году сборная ЮАР по регби стала чемпионом мира. И вдруг какие-то медведи из заснеженной России наносят поражение регбийным авторитетам.
Я принялся успокаивать моего коллегу генерала Крила. "Джеймс, вытри слезы. Вы проиграли не дворовой команде, а десятикратному чемпиону Советского Союза, пятикратному обладателю кубка". — сказал ему я. На что он ответил: "Не надо утешать меня, Петр. Мы уступили вам, потому что вы наши гости".
Когда вернулись домой в Россию, то нашли в архивах, что именно 12 августа 1912 года был издан приказ по военному ведомству, в котором по решению царя все вопросы военной авиации было поручено решать главному управлению Генштаба.
Эти документы мы направили в администрацию президента Бориса Ельцина. И он издал указ, которым утвердил день ВВС 12 августа.
- Чем военная служба Вам и вашим коллегам запомнилась больше всего?
- Мне и моим коллегам в этом году исполняется 75 лет. Мы пришли в авиацию в те годы, когда противостояние между двумя сверхдержавами — Советским Союзом и США — достигло своего апогея. Мир тогда стоял на грани большой войны. И мои товарищи, как было принято в те годы говорить, достойно защищали мирный труд советского народа.
Мы летали на воздушную разведку авианосных ударных соединений США в Атлантику и Тихий океан, дежурили в воздухе у берегов Америки, охраняли воздушные рубежи Советского Союза, а при необходимости сбивали самолеты-нарушители. Участвовали в военных конфликтах, теряли боевых друзей в небе Северной Кореи и Афганистана.
- Почему молодые люди тогда стремились стать летчиками?
— Мое поколение становилось летчиками потому, что наше юношеское становление проходило в атмосфере воспевания и пропаганды героических профессий, таких как летчики, моряки, шахтеры.
Пожалуй, среди моих ровесников не было мальчишек, которые не хотели бы испытать на себе славу советского летчика-испытателя Валерия Чкалова, в 1937 году совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер, или добиться рекордов Михаила Громова, в 1934 году совершившего дальний 75-часовой перелет длиною 12,4 тысяч километров.
- Насколько профессионально готовили будущих летчиков в те времена?
— По всей стране была организована мощная система подготовки авиационных кадров. В школах и домах культуры работали авиамодельные кружки, в парках отдыха были установлены парашютные вышки, в ДОСААФ работали планерные школы и аэроклубы. Постановлением Совнаркома в 1940 году в стране были организованы специальные средние школы военно-воздушных сил. Они были открыты во всех столицах союзных республик и крупных городах страны.
За 20-летнюю историю спецшколы подготовили 15 тысяч юношей для беззаветной службы в авиации. Десятки из них стали Героями Советского Союза, среди выпускников — пять Героев Социалистического Труда, десятки академиков и более ста заслуженных летчиков-испытателей СССР.
Спецшколу ВВС закончили 18 будущих космонавтов, среди них Герман Шаталов, Анатолий Филипченко, Владимир Комаров и многие другие. Выпускникам спецшколы предоставлялось право поступать в авиационное училище. Балашовскую школу пилотов в 1957 году закончил 321 выпускник. Из них только 9 погибли в авиапроисшествиях и только один был сбит зенитной ракетой в небе Афганистана. Жизнь летчика настолько сложна и подвержена нервным потрясениям, что, несмотря на богатырское здоровье, более 110 человек из этих выпускников преждевременно ушли в мир иной из-за болезней.
Служба в авиации связана не только с романтикой, но и с очень тяжелым, порой неблагодарным и незаметным, но вместе с тем прекрасным трудом. Мои товарищи стали шеф-пилотами президентов и министров. Первоклассными линейными пилотами гражданского воздушного флота и военными летчиками. Они командовали полками, дивизиями и воздушными армиями, а сейчас занимаются активной общественной работой.
- Какие достижения российских военных летчиков вы можете отметить?
— Хочу подчеркнуть, что летчики во многих благородных делах были первыми. Например, российский летчик Петр Нестеров первым в мире выполнил так называемую мертвую петлю, он же в начале первой мировой войны провел первый воздушный бой, в котором таранил противника. К сожалению, он погиб. Первый управляемый штопор выполнил русский летчик Константин Арциулов, внук художника Айвазовского.
Первыми Героями Советского Союза стали семь летчиков за спасение команды затонувшего во льдах ледокола "Челюскин". В годы Великой Отечественной войны советские летчики сумели в жестоких боях завоевать господство в воздухе в борьбе с Люфтваффе и закончить войну в небе Берлина. 2400 "сталинских сокола" были удостоены звания Героя Советского Союза, а 63 из них стали дважды героями. Кстати, первым трижды героем стал тоже летчик — Александр Иванович Покрышкин.
После войны летчики стали летать на самолетах со стреловидными крыльями, преодолели звуковой барьер и покорили сверхзвук. Они первыми испытали ядерное оружие и первыми штурмовали космос (первый космонавтом был советский летчик Юрий Гагарин. Первая женщина-космонавт — капитан ВВС Валентина Терешкова, ныне генерал-майор). Первой вышла в открытый космос чемпионка мира по высшему пилотажу Светлана Савицкая.
- Где еще служили женщины в Военно-воздушных силах?
— В годы Великой Отечественной войны только в составе ВВС воевало три авиационных полка, полностью укомплектованных пилотами-женщинами на самолетах-пикировщиках Пе-2, на истребителях Яковлева и ночных бомбардировщиках ПО-2. Якобы немцы называли их "ночными ведьмами", но, в моем понимании, они, конечно же, богини, отнюдь не ведьмы. 26 из них были удостоены звания Героя Советского Союза и России, в том числе первые женщины, которые осуществили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете "Родина" (Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова).
Наши выпускники, которые по каким-то причинам не нашли себя в ВВС, нашли себя в других профессиях. Леонид Быков создал прекрасный фильм "В бой идут одни старики", Святослав Федоров стал великим офтальмологом, Аркадий и Георгий Вайнеры из московской спецшколы стали авторами известных детективов, Борис Штоколов стал солистом Большого театра.
- На какие годы пришелся расцвет отечественной авиации и как вы оцениваете нынешнее ее положение?
— Наши ВВС достигли своего наивысшего могущества к концу 80-х годов прошлого века. Нас тогда во всем мире не только боялись, но и уважали. В составе ВВС было 500 тысяч человек личного состава, из них 30 тысяч летчиков,12 тысяч самолетов и 6 тысяч вертолетов.
Однако через несколько лет грянул развал Советского Союза и его вооруженных сил. Это был один из тяжелых периодов в истории Военно-воздушных сил.
За последние годы наша авиация восстанавливает былую мощь. Выделяются солидные средства на развитие перспективной авиационной техники, современных средств поражения. Руководство страны и Вооруженных сил стало проявлять заботу о материальном благополучии личного состава ВВС. Сейчас завершается решение проблемы по обеспечению военнослужащих жильем.
Справка:
Генерал армии Петр Степанович Дейнекин — первый главнокомандующий Военно-воздушными силами Вооружённых сил РФ.
Он родился 14 декабря 1937 года в городе Морозовск Ростовской области. После семи классов школы как сын погибшего фронтовика был принят в Харьковскую спецшколу ВВС, которую окончил в 1955 году.
В Советской Армии с августа 1955 года. В 1957 году окончил Балашовское военное авиационное училище лётчиков. Начинал военную службу на Дальнем Востоке и в Арктике. Служил в частях Дальней авиации, где за 20 с лишним лет прошел ступени летной службы от летчика до командира авиационной дивизии.
С 1984 по 1990 год занимал должности заместителя командующего Дальней авиацией, первого заместителя командующего воздушной армией Дальней авиации, командующего 37-й воздушной армией стратегического назначения (город Москва), командующего Дальней авиацией, первого заместителя Главнокомандующего ВВС СССР.
B августе 1991 года Дейнекин был назначен Главнокомандующим ВВС — заместителем министра обороны СССР. В 1992 году после распада СССР был назначен главнокомандующим ВВС СНГ. В этом же году, когда было создано Министерство обороны РФ, Дейнекин стал первым в истории Российской Федерации Главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ.
Награжден медалями и орденами как российскими, так и знаками отличия иностранных государств.
В январе 1998 года Дейнекин был уволен в отставку по достижению предельного возраста нахождения на военной службе.
Дейнекин имеет налет свыше пяти тысяч часов, освоил девять типов машин, в том числе стратегические бомбардировщики Ту-16, Ту-22, Ту-95, Ту-160, американский В-1В. Летал практически до окончания военной службы.