Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
В середине этой недели под угрозой судебного преследования уволился со своего поста директор службы новостей американского телеканала Fox 21 Джейсон Винсент, допустивший "расистское высказывание".
Неделей раньше он, выглянув в окно своего дома в штате Миннесота, неудачно пошутил в "Твиттере": "Добавьте пьяного бездомного индейца в список животных, которые забредали в мой двор".
Обидный для коренного населения Америки "твит" Джейсон Винсент потом удалил. Но было поздно, в Сети он вызвал столь оживленную дискуссию, что это стоило директору его кресла.
Что за ерунда, возмутится российский читатель, традиционно считающий политкорректность чем-то в лучшем случае просто нелепым, а в худшем – угрозой свободе выражения.
Но беспокоиться не о чем: западные каноны политкорректности в России не приживаются, потому что их место уже занято нашей собственной, особой, российской корректностью. И эта корректность обычно становится результатом серьезных переживаний или потрясений не где-то в штате Миннесота, а у нас на родине.
Опасные гастроли
В восточном полушарии на этой же неделе, чуть ли не в тот же день увольнения Винсента, российский вице-премьер Дмитрий Рогозин в своем "твиттере" написал нечто настолько откровенно оскорбительное в отношении неназванной немолодой женщины, что мы не станем здесь приводить цитату.
Все поняли Рогозина: речь идет о Мадонне. Усомниться в этом не давало и время появления вице-премьерского "твитта" - сразу после концерта Мадонны в Москве рамках ее зарубежных гастролей, и то, что она попыталась заступиться за Pussy Riot, и указание на эти самые гастроли, и на ее возраст.
Но чисто юридически это недоказуемо. И Дмитрий Рогозин вскоре написал в "Фейсбуке": "Про нее я и словом не обмолвился". Действительно, имя Мадонны не было упомянуто.
Таким образом, максимум, что можно поставить в вину вице-премьеру, это некоторое нарушение политкорректности — негласного свода правил о том, что можно говорить, а чего нельзя ни при каких обстоятельствах произносить вслух публичной персоне.
Но можно ли вообще в нашей стране ставить кому-либо в упрек отсутствие политкорректности?
Страшная вежливость
"В Америке дошло до идиотизма. Я не против политкорректности. Но надо договориться о ней на уровне юридического термина. В юриспруденции такого термина нет. Там есть уважение прав человека. Вот об этом и надо говорить, а не о корректности", – уверен доктор юридических наук, профессор Михаил Барщевский.
"Политкорректность придумали англичане, которым стало стыдно за то, что они живут в колониальном мире. Потом ее собезяннничали у них американцы, доведя абсурда. Теперь они вынуждены, простите за выражение, "фильтровать базар", даже говоря между собой, потому что боятся", – считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
По его словам, в основе политкорректности вообще лежит страх – как одной стороны, которая сама ощущает свою неполноценность и боится это обнаружить, так и другой, которая страшится ненароком обидеть.
"У нас страна сейчас находится в состоянии глубоко политического невежества. Стилем политики является мелкое хулиганство, рассчитанное на то, что не придется отвечать за свои высказывания, если они не затрагивают власть или сильных мира сего. Поэтому в политической лексике у нас царит лакейская психология, которая настроена высмеивать американскую и европейскую политкорректность", – говорит президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
"Чтобы табуировать некоторые вещи"
Нужна ли нам вообще политкорректность в западном ее понимании, раз она такая нелепая?
"Наша страна населена разными людьми, и в России всегда в той иной форме всегда практиковалась политкорректность, хотя она менялась со временем. В Советском Союзе за некоторые слова можно было вылететь из приличного общества или даже сесть", – говорит Глеб Павловский.
В России будет существовать даже более жесткая форма политкорректности, чем на Западе, уверен он.
"Политкорректность несомненно нужна, чтобы табуировать некоторые вещи, способные взорвать общество. Но у нас она еще не начала появляться даже в Госдуме, где можно всякого наслушаться", – говорит президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.
По его словам, в политике у нас в стране корректны в западном понимании этого термина только три человека: Владимир Путин, Дмитрий Медведев и министр иностранных дел Сергей Лавров. По размышлении Никонов добавил к ним спикера Госдумы: "Нарышкин весьма политкорректен".
"Если человек воспитан, то он корректен не только политически", – подвел итог Вячеслав Никонов.
"Политкорректность в России несомненно есть. Этническая политкорректность заметно соблюдается. Гендерная тоже, но не в таких масштабах как на Западе. И вообще не соблюдается в отношении сексуальных меньшинств", – считает политолог и философ Борис Межуев.
По его мнению, российская политкорректность произрастает из наших российских реалий. Например, этническую породила чеченская война и многочисленные межэтнические конфликты в обычной жизни.
Если философ Межуев прав, и только такое событие, как война, может повлиять на состояние умов соотечественников, то до того времени, когда и у нас воцарится полноценная политкорректность с уважением права пьяного бездомного индейца беспрепятственно шататься во дворе чужого дома, а также права немолодой женщины высказываться в публичных местах, нам предстоит пережить еще очень и очень многое.
Например, Варфоломеевскую ночь для сексуальных меньшинств и геноцид женщин после 50-ти. После чего, конечно, все наладится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции