Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Как-то очень логично получается: две сверхдержавы (не только в спорте), США и Китай, на лондонской Олимпиаде так и чередуются – сегодня США на первом месте по золоту, завтра Китай… Идут ноздря в ноздрю. И как тут, вроде бы, не заняться геополитикой на олимпийском материале, ну, например, так: спорт – это продолжение политики, только другими средствами. А может, политика – продолжение спорта…
Вот только далеко не каждая страна относится к этому всерьез. В некоторых СМИ, наоборот, раздается громкое "хи-хи" в адрес тех наций, которые на спортивной почве доводят себя до крайней стадии патриотизма. То есть прежде всего в адрес Китая. А вы о ком подумали?
Американцы смотрят на китайцев
Для начала: попробуйте найти в американских СМИ рассуждения на тему "победить в Лондоне или погибнуть, ставка – престиж Америки". Нет этого.
Были США на пекинской Олимпиаде 2008 года вторыми, а Китай первым – ну и что? Сейчас тоже могут стать вторыми, если первыми – еще лучше. Вот президентские выборы в ноябре – это серьезно, а тут ведь спорт… Слышите, ребята? Спорт! Не война ведь.
То есть свои проигранные войны или рост влияния Китая американцев очень даже беспокоят, но на спорт это не переносится. Ну, разве что огорчились, что олимпийская форма команды США оказалась сделанной в Китае. А по медалям…
Никому даже не пришла в голову простая мысль: да ведь население США – 313 миллионов, Китая – 1 340 миллионов. Китайцев попросту много, есть из кого выбирать сильных ребят, и на душу населения их олимпийское золото выглядит не так, как у Штатов. Подозреваю, что Америка и пытаться не будет так оправдываться, если все же окажется опять второй.
Из того, что я видел в американских СМИ на "геополитически-олимпийскую" тему, можно выделить лишь длинный материал в "Нью-Йорк таймс" насчет… китайцев и их спорт-патриотизма. О том, как китайские поклонники шлют своим олимпийцам, если те вдруг не завоевали золото, в конвертах бритвы или, в лучших традициях древней культуры, шелковые шнурки. О том, что спортивная отрасль в Китае смоделирована с СССР, и семьи месяцами не видят своих детей, отданных тренерам. О том, как китайские спортсмены, победив, говорят в микрофон, что это триумф не только Китая, а "всей желтой расы".
И еще газета цитирует китайские издания по части того, что "патриотизм – одна из ключевых ценностей Китая, помогавших поддерживать его цивилизацию тысячи лет".
Кто-то может подумать, что российское отношение к спорту как способу национального самоутверждения – это проявление нашей уникальности. А вот и нет. И кроме нас есть в этой сфере обиженные, на которых, как известно, воду возят. Хотя с чего этим "другим" огорчаться – побеждают же?
Китайцы обижаются на англичан – и не только на них
Другое дело, что искренние попытки американцев или кого-то еще понять загадочную китайскую душу тоже смешны. Потому что не понимают. Называют спортсменов (в эфире) роботами…
А китайская загадочная душа на нынешних Играх, оказывается, более всего озабочена именно тем, что ее не желают понять те самые западники, проявляющие лютую антикитайскую злобу и предрассудки. Не понимающие, что для китайца так же странно слышать о том, что американских детей тренируют параллельно обычной учебе, как для американца – что китайских перспективных детей берут в спортивный оборот лет с восьми.
Надо сказать, что центральные китайские СМИ сами немножко шпыняют своих болельщиков за излишний раж, напоминая, например, что серебро и бронза – тоже медали. Но обиды на "чужих" – другое дело: например, история с девушкой Е Шивэнь, которую всерьез приняли за мальчика, и то, что британские комментаторы по этому и прочим поводам несут про китайцев что угодно, и еще – что китайским чемпионам микрофона не дают, кому угодно, только не им…
Китайцы все замечают. Причем не столько качественные китайские издания, сколько городские таблоиды (которые уже несколько лет как частные). И, конечно, интернет.
Мишенью китайских интернет-националистов в этот раз оказалась прежде всего Великобритания. И националисты эти во многом правы: средний европеец с большим трудом выбрасывает из головы образ Китая тридцатилетней давности.
Но есть еще вопрос – как китайцы свою правоту обозначают. Одно дело – сдержанные официальные материалы, другое – более-менее живая дискуссия. Читать перекличку китайских патриотов в интернете – просто праздник, потому что в его англоязычную зону они заходят с электронным переводчиком. А это настолько здорово, что какой там спорт… Требуют – на специфическом английском – извинений за глупые комментарии, грозят англичанам и всем западникам медийной войной до победы.
Все помнят. И "опиумные войны" с британцами, и колониальный статус Гонконга… Ведь стали второй экономикой мира, спортивной державой. А все равно помнят. И утверждают себя в том числе и в спорте, делая из него особую форму политики. Так что мы в мире не одни такие. И это утешает.
Британцы и французы не сердятся, они сосредотачиваются
А как прочие участники лондонских Игр, скажем, хозяева британцы – они тоже демонстрируют всему миру свою уязвленную душу? У британцев есть свои странности по части национальной спортивной гордости, хотя не те, что у китайцев.
Колумнистка лондонской "Индепендент" Ясмин Алибхай-Браун подметила одну забавную тенденцию. Есть, напоминает она, такие англичане, которые плохо относятся к иммигрантам, и вот сейчас они смотрят на некоторых выступающих за Британию медалистов, особенно на их цвет кожи, и морщатся: кто эти люди? Это – британцы?
А ведь и правда проблема. Да вот еще в Лондоне была история с казахстанской медалисткой Зульфией Чиншаньло, которую уже через сутки после победно поднятой ею штанги начали записывать в свой "актив" те же китайцы. История сложная: девушку, кажется, действительно в каком-то смысле "одолжили" китайцы, но что уж говорить, если она выступает под казахстанским флагом? А вот говорят, в своем ненасытном патриотизме.
И ведь заметим, при всех российских стенаниях по поводу неудач своей сборной пока не слышно было, чтобы кто-то выискивал русские имена в американской команде – а такие есть – и записывал их успехи как бы нам.
Возвращаясь к британцам: в целом они настроены хорошо. У них была задача – вернуть в спорте... нет, не величие Британской империи, геополитика на Олимпиаде их, как и американцев, не сильно интересует. А славу 70-х – 80-х, когда их спорт выглядел очень даже неплохо, а потом пришел в упадок.
В Пекине, можем вспомнить, англичане в первой пятерке не светились, а тут, в Лондоне – кто это тихо, упорно, незаметно обошел южных корейцев, еще кое-кого, отвоевал себе третье место в общем зачете, и, похоже, его удержит? А ведь это самое третье место было наше (если вспомнить результаты Пекина). Англичане – они такие. Упорные.
Ну, и есть еще Франция. У нее своя олимпийская история. Французы, с одной стороны, в обиде на англичан. Потому что вместо Лондона должен был быть Париж, но случилось много всяких несправедливостей, в том числе – естественно – со стороны англичан, и вместо Парижа Игры поехали в Лондон. Обидно.
А с другой стороны – французы вообще-то относятся к деньгам специфически, и многие говорят, что вот и хорошо, что это Лондон, а то финансовые беды Греции как раз начались с афинской Олимпиады 2004 года.
На роль всемирной спортивной державы французы не претендуют (зачем, если им нет равных по части вина и сыра?). Говорят, что было бы, конечно, неплохо завоевать больше медалей, чем англичане. Зато не без удовольствия рассказывают о том, как Франция в Лондоне стала "плавательной державой", развивая эти виды спорта за период с 1996 года (Игры в Атланте). Тоже упорные…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции