Не дело государства указывать, что нам делать. Я хочу, чтоб в моей повседневной жизни его не было. Надеюсь, мы избежим движения к социализму. Средний класс не должен платить за богатых. Не государство создало эту страну, а люди.
Эти фразы – из реплик американских избирателей на встречах с Бараком Обамой или его республиканским соперником Миттом Ромни. Президентская борьба в Соединенных Штатах входит в завершающую, самую жесткую стадию – до выборов меньше 100 дней.
И вся кампания проходит вокруг такой темы: где должно заканчиваться государство и начинаться инициатива человека; куда государство не должно совать нос, и где люди сами управятся, лишь бы им не мешали.
Август – странный месяц в США. С одной стороны, вроде стандартное летнее затишье: жара, отпуска, задумчивость. С другой – это один из самых хлопотных месяцев. Именно в августе сдается и снимается жилье, потому что из дома в дом, из штата в штат переезжают те, кто получил новую работу; приезжают тысячи студентов и семей с детьми – под учебный год.
А два соперника по президентским выборам объезжают штаты в поисках новых голосов. Их выступления перед сторонниками, встречи с избирателями, изложение деталей программ и планов проходят сейчас почти ежедневно.
России, которая никак не может изжить советскую привычку сравнивать себя с Америкой (хотя в последние годы и с другими странами, – то с Англией, то с Израилем, когда что удобнее), было бы интересно понаблюдать за этой борьбой.
Америка всю свою историю была неравнодушна к пышным речам, и здесь, конечно, раздаются фразы типа "только вы наш президент", "только на вас вся надежда". Но дальше следует позиция. Человек может весьма нелицеприятно высказаться о действующем лидере, если он не его горячий поклонник. Может проехаться по идеям усилить государственное участие, скажем, в налоговой сфере или в здравоохранении.
Считается, что в Америке, вслед английским традициям, не принято спрашивать человека о двух вещах: его вере и его политических убеждениях. В реальности, в США есть, пожалуй, сейчас три табуированные темы: не стоит негативно высказываться о толстых, черных и голубых. Политика к запретным темам не относится.
У американцев нет страха открыто критиковать власть. Обыватели открыто рассуждают, чего они ждали от президента и в чем он их разочаровал; почему они вновь проголосуют за него или, напротив, больше никогда в жизни этого не сделают; готовы ли они отдать голос республиканцу или разочаровались в обеих партиях. Не шепотом на кухне, а на встречах, на публике, в СМИ.
То же относится к самим соперникам. В рекламе и в жизни они энергично поливают друг друга, заверяя избирателей: "только со мной Америка снова станет процветающей".
В общем, будет вам счастье, если вы проголосуете за меня. Знакомо, да? Не совсем. Потому что за этими фразами про счастье и процветание тут же следуют цифры. Конкретные расчеты и предложения по налогам и рабочим местам.
По большому счету, вся эта кампания сконцентрирована на двух темах. Первая – безработица. Все ли сделало правительство, чтобы создать условия для появления новых рабочих мест. Обратите внимание, не создало само эти места, выделив миллиард туда, миллиард сюда, а именно создало условия, чтобы люди открывали новый бизнес или расширяли действующий.
Вторая тема – налоги. В конце года истекают налоговые каникулы для сотен тысяч американцев. Продлить их хотят обе партии. Но демократы хотят исключить из каникул тех, кто получает больше 200 тысяч долларов в год. Республиканцы же обвиняют демократов в стремлении увеличить налоги тем, кто и обеспечивает стране экономический рост.
Выиграют от налоговых каникул только богатые или главная опора экономики – средний класс? Сколько в год получит/потеряет военный, фермер, врач, если каникулы сохранят/отменят? Цифры звучат постоянно. Причем не только "валовые", а именно "розница", вплоть до тысячи долларов, которую должен или не должен будет заплатить гражданин.
Прошлая президентская кампания в США была, скорее, про надежду, про восстановление гордого самоощущения американца. Нынешняя – про эффективность, размеры и пределы государства. Система должна работать четко и справедливо. Персоны вторичны.
Команды конкурентов трудятся в поте лица, выискивая аргументы, которые смогут убедить избирателей. Колорадо, Флорида, Огайо, Виргиния, Пенсильвания, всего от 12 до 15 решающих, еще не определившихся штатов, за которые развернута борьба.
Государство в Америке – это не только принуждение, но и убеждение. Это общественный договор, по которому государство выполняет определенные доверенные ему функции. И еще отчитывается за них.
Изречение, над которым веселится русский: "государство – это не мы или они; государство – это нас…" – для американца становится непереводимой игрой слов.
В США стараются следовать другому принципу, и, как видно, он оказывается более действенным. Его сформулировал Александр Гамильтон, мудрый реалист-прагматик, который говорил: "В политике, как и в религии, в равной степени абсурдно находить сторонников огнем и мечом. В обоих случаях ереси редко излечиваются преследованием".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции