Марина Селина, РИА Новости.
Сотовым компаниям, скорее всего, придется отказаться от практики раздачи прямых коротких номеров. После введения обязательного набора междугородних кодов при звонках на все стационарные телефоны в Москве прямые сотовые номера утратили свою функциональность, но их владельцы оплачивают услуги по прежним повышенным тарифам. Защитники прав потребителей грозятся подать на сотовые компании в суд. А эксперты отмечают, что в России, несмотря на подобные ситуации, все больше заметна тенденция более лояльного отношения сотовых компаний к своим абонентам. Но это происходит, в первую очередь, благодаря активности и возросшей грамотности самих граждан.
Прямой номер. А в чем смысл?
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) направило в адрес операторов "большой тройки" (МТС, "Вымпелком" и "Мегафон") досудебную претензию с требованием пересмотра тарифов для тех абонентов, которые владеют прямыми (семизначными) московскими номерами.
По мнению правозащитников, сотовые компании несправедливо взимают повышенную плату с абонентов за прямые номера, поскольку с июля этого года семизначные номера по сути таковыми быть перестали. Московская городская телефонная сеть (МГТС) ввела с июля этого года обязательный набор междугородних кодов при звонках на все московские, в том числе, мобильные номера.
Но скорректировать тарифы сотовые операторы в связи с этим не поспешили.
"Я сам пользуюсь коротким номером, и расходы на него раз в полтора выше расходов на федеральные номера, у отдельных операторов эти расходы могут быть выше более чем в два раза", – рассказал РИА Новости председатель ОЗПП Михаил Аншаков.
По его словам, в ОЗПП обратились с жалобами более 20 человек. "Люди обращались к своим операторам с просьбой пересчитать расходы, а операторы отказываются, ссылаясь на то, что на короткие номера пока можно совершать звонки внутри сети и звонки с номера одной сотовой сети на другой", – пояснил Аншаков, отметив, что и эту практику планируется отменить.
"Короткие номера покупались из соображений престижа и удобства. Удобство потерялось, да и престижа никакого", – считает председатель ОЗПП.
Если сотовые компании не отреагируют на требование, правозащитники планируют обратиться в суд, мотивируя тем, что операторы нарушают действующее законодательство.
В тексте претензии содержится требование об уравнивании тарифных планов "прямых" номеров с "федеральными". Сейчас, как указывают юристы ОЗПП, потребители вынуждены платить за одни и те же услуги разную цену, что прямо запрещено Гражданским кодексом (ГК РФ). Продолжение подобной практики, по мнению правозащитников, будет означает оказание услуги ненадлежащего качества, лишенного того потребительского свойства, на которое абонент рассчитывал при заключении договора.
Операторы не согласны
Претензия ОЗПП выглядит вполне обоснованной и соответствующей ГК РФ и законодательству о защите права потребителей, считает старший юрист корпоративной практики компании Sameta Петр Никитенко.
С этим согласен редактор московского филиала информационно аналитического агентства ТelecomDaily Виктор Логинов. Но, по его мнению, претензии надо адресовать не только операторам "большой тройки", но и остальным компаниям, которые также продают короткие номера.
"На московском рынке еще достаточно других, менее крупных операторов, которые давно функционируют и которым можно предъявить аналогичные претензии", – сказал РИА Новости Виктор Логинов.
Тем не менее, сотовые операторы не согласны, что владельцы коротких номеров полностью утратили свои преимущества. Основное потребительское преимущество "прямых" сотовых номеров после введения в Москве десятизначной нумерации сохранилось – звонки на них с городских телефонов стоят дешевле, чем на федеральные номера, заявили агентству "Прайм" представители сотовых операторов "большой тройки".
Как заявил представитель МТС, компания зафиксировала лишь незначительное количество обращений от абонентов с "прямыми" номерами по новым правилам набора. "Это связано с тем, что основное потребительское преимущество "городского номера" с вводом десятизначной нумерации в Московском регионе сохраняется. Повышенная плата за прямой номер мобильного телефона связана с возможностью звонить на него со стационарных телефонов и не платить за это дополнительно (как за звонки на мобильные телефоны)", – пояснили в компании.
Пресс-секретарь "Вымпелкома" (торговая марка "Билайн") Анна Айбашева отметила, что в договоре "прямой" номер отражается в качестве дополнительного абонентского номера, предоставленного оператором местной телефонной связи с оказанием услуги переадресации вызова с сети местной телефонной связи на номер абонента в коде DEF ("федеральные номера"). Условиями договора с абонентом предусмотрено, что отказ от одного из номеров возможен только посредством расторжения договора и заключением нового с новым номером.
"Обусловлено это единым технологическим процессом по взаимодействию двух сетей связи: местной телефонной (на технических ресурсах которой организован дополнительный телефонный номер с услугой переадресации на номер в сети подвижной связи в коде DEF) и сотовой связи", – пояснила она.
Но, скорее всего, придется смириться
Тем не менее, юристы отмечают, что у защитников владельцев коротких номеров есть все шансы доказать в суде неправомерность действий операторов.
"Перспективы зависят от того, насколько корректно правозащитникам удастся избрать надлежащий способ защиты прав группы потребителей, а также представить массив доказательств того, что утрата потребительских свойств услуги привела к неблагоприятным последствиям для потребителя", – считает Петр Никитенко.
Скорее всего, операторы не доведут дело до суда, предполагает Виктор Логинов. Он отмечает, что в Москве может быть максимум 300 000 владельцев коротких номеров с учетом всех операторов.
"Существенной потери в прибыли операторы не почувствуют", – уверен он. По мнению эксперта, ситуация будет развиваться от частичного снижения цены до постепенного выведения прямых номеров из употребления.
Эксперт замечает, что, в первую очередь, скорее всего, будет снята оплата за имиджевую составляющую. "Абонентам, вероятно, будут постепенно предлагать переход на федеральные номера", – считает эксперт.
Абоненты умнеют
Это не первый и, скорее всего, не последний громкий скандал, связанный с деятельностью сотовых операторов относительно взимания платы за услуги и установки тарифов. Но эксперты отмечают, что наметилась явная тенденция: операторы ведут себя все более осторожно.
"Мы уже не в 90-х, когда клиент мог напрямую общаться с директором сотовой компании, услуги сотовых компаний стали массовыми и находится все больше людей, которые недовольны этими услугами, и понимают, чего они хотят", – замечает Виктор Логинов.
Бизнес, по его мнению, это осознает. Доказательством тому, например, служит то, что в последнее время операторы один за другим существенно снижали тарифы на роуминг, отмечает эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции