Рейтинг@Mail.ru
Тайга в огне. Чем живут и как работают пожарные-десантники - РИА Новости, 07.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Тайга в огне. Чем живут и как работают пожарные-десантники

Читать ria.ru в
Дзен
Дым от сибирских пожаров накрыл Красноярск и другие сибирские города - Новосибирск, Томск, Омск. Леса горят в основном в удаленных таежных районах, куда можно попасть только по воздуху, и пожарные-десантники спускаются на работу с вертолетов. Корреспондент РИА Новости выехал с одной из групп десантников тушить тайгу.

БОГУЧАНЫ (Красноярский край), 6 АВГ - РИА Новости, Дмитрий Виноградов. Дым от сибирских пожаров накрыл Красноярск и другие сибирские города - Новосибирск, Томск, Омск. Леса горят в основном в удаленных таежных районах, куда можно попасть только по воздуху, и пожарные-десантники спускаются на работу с вертолетов. Корреспондент РИА Новости выехал с одной из групп десантников тушить тайгу.

"Одежду и обувь приходится покупать самим"

Раннее утро, одноэтажное, еще советской постройки, здание аэропорта "Богучаны". Мы в 600 километрах к северо-востоку от Красноярска и в нескольких километрах от лесных пожаров.

На поле стоит три новых вертолета Ми-8. К ним подъезжает "Газель" с заспанными десантниками-пожарными. Накануне они вернулись из деревни Хребтовая, в окрестностях которой тушили пожар, в Богучанское авиаотделение красноярского "Лесопожарного центра". Переночевали в палатках прямо у здания отделения, и теперь летят на новый участок. Так, не заезжая домой, они проводят все лето.

Летим на вертолете. Матерые спецы с 20-30-летним стажем, в старых спецовках, с обветренными загорелыми лицами, безразлично поглядывают в иллюминаторы на Ангару. Молодежь выглядит оживленнее: один в темных очках, у второго - наушники с энергичной музыкой, третий - в форме с нашивками "US Army". "Одежду нам плохую дают, приходится покупать за свой счет, - поясняет десантник, замечая мой взгляд. - И сапоги тоже".

Сейчас на территории Красноярского края, по данным красноярского "Лесопожарного центра", 62 пожара общей площадью почти 6 тысяч гектаров - профессионалы говорят, что такого огня не было с советских времен. На помощь краевым лесным пожарным Рослесхоз перебросил подкрепление из Иркутской области.

© РИА Новости. Александр Кряжев
Последствия лесных пожаров в Красноярском крае

Сложность ситуации - в том, что пожары охватили преимущественно удаленные районы, пожарных-десантников доставляет туда авиация. Кстати, пожарные-десантники спускаются к пожарам на СУРе - "спусковом устройстве роликовом". Но самые крутые - не десантники, а парашютисты, и не дай бог перепутать: их скидывают к очагу на парашютах с самолета Ан-2. Зачастую им приходится приземляться прямо на деревья.

Иногда лесным пожарным везет, и около пожара находится площадка, где может сесть вертолет. Но чаще - не находится, и тогда, чтобы вертолет мог забрать пожарных домой, они сами вырубают такую площадку в тайге.

"Зимой подрабатываем охранниками и грузчиками"

Через 40 минут полета запах лесных пожаров заметно усиливается. Вскоре в иллюминаторах становятся видны столбы белого дыма среди тайги.

"Площадь серьезная, гектаров 100", - говорит Виктор Антипин, инструктор парашютно-пожарной команды из города Железногорск Иркутской области. По его словам, пожар заметили еще несколько дней назад, когда очаг был всего гектара два. Но вовремя вылететь к нему не смогли - не было свободных вертолетов, а когда они появились, дым от пожаров достиг такой концентрации, что погода стала нелетной.

© РИА Новости. Александр Кряжев
Лесные пожары в Красноярском крае

"В советское время на борту самолета-разведчика Ан-2 всегда была команда пожарных, - вспоминает Антипин. - Заметили с воздуха огонь, сбросили парашютистов с лопатами, те быстро пожар обработали - и все. А сейчас дожидаемся, пока огонь разгорится".

Владимиру Антипину есть с чем сравнивать - пожарным парашютистом он работает уже 30 лет. Он бывший ВДВэшник, служил в 16-й воздушно-десантной бригаде спецназначения в Тамбове. "Прыгать (с парашютом) мне очень нравилось, - вспоминает он. - Демобилизовался, а желание осталось. Вот и пошел в пожарные". Сейчас у него уже 2 тысячи прыжков.

Пока мы летим, Антипин ругает нынешнюю систему лесной охраны. Штаты пожарных сокращают, координация работы слабая, зарплаты низкие, рассказывает он. Иркутские власти, глядя на масштаб лесных пожаров, обещали поднять зарплаты в два раза. И подняли - но только базовый оклад в 2900 рублей. Именно его получают лесные пожарные большую часть года, когда лес не горит. Летом им платят "боевые" - по 1000-1500 за каждый день на пожаре. Получается 30-35 тысяч рублей в месяц. Зимой же приходится подрабатывать, а так как трудовые книжки лежат в лесопожарных центрах, работают кто кем - охранниками, грузчиками, таксистами.

© РИА Новости. Александр Кряжев
Лагерь пожарных-десантников

Инструктор рассказывает, что и его сын Александр работает на той же авиабазе лесной охраны, что и отец. Он служил в ВДВ - разведчиком. У лесных пожарных Антипин-младший тоже служит разведчиком - так называемым "летнабом", летчиком-наблюдателем. Здесь это считается элитной специальностью, ведь летнабы не бегают по лесу, они ищут пожары и координируют их тушение с воздуха.

"Он у меня с детства мечтал летчиком работать, и уже подростком я его прыгать с парашютом научил, - гордится сыном инструктор Антипин. - Я хотел его в школу МВД отдать, но он уперся - нет, и все".

Лопата на все случаи жизни

Ми-8 приземляется в потрясающе красивом месте, у изгиба реки Иркинеева, притока Ангары. "Рыбалка тут, наверное, хорошая", - говорит кто-то из десантников.

Сейчас им не до рыбалки. Под ураганным потоком воздуха от мощного винта вертолета надо быстро выгрузить вещи, "разтабориться" - то есть быстро поставить лагерь, "табор", и отправляться к кромке пожара.

Вертолет улетает - ему надо забрать еще одну группу из тайги с другого пожара и отвезти "на отделение". Мы остаемся отрезанными от цивилизации. Ближайшее жилье километрах в ста отсюда.

Огонь полыхает буквально в пятистах метрах.

Десантники топорами рубят себе черенки для лопат - их не возят, чтобы максимально облегчить груз. Черенки обстругивают самими же лопатами.

С готовым инструментом они идут к кромке пожара. Дорогу прокладывают лопатами. Теперь вокруг пожара надо делать так называемую минерализированную полосу земли - очищенную от деревьев, мха и травы, чтобы нечему было гореть.

В советское время, когда, как говорят десантники, борьба с лесными пожарами была более системной, для создания минполос использовали взрывчатку. "Закладываешь шнур, взрываешь - получаешь полосу ", - вспоминают они.

Сейчас взрывчатки нет, все лопатами - взрывчатка дорогая, в связи с борьбой с террористами оборот ее ограничен, да и самих десантников работать с ней уже не учат. Лопату и грубую физическую силу использовать, получается, дешевле.

Опасности службы в горящей точке

В работе десантников часто случается, что низовой пожар превращается в верховой - то есть от лесной подстилки загораются верхушки деревьев. Такой пожар гораздо страшнее, потому что он начинает быстро распространяться, угрожая жизни десантников.

Именно это произошло в июне этого года в Туве, когда под огонь попали и погибли сразу восемь человек.

От верхового пожара надо убегать не так, чтобы он был за спиной, а вправо или влево. Десантники в Туве так и поступили, разделившись на две группы. Те, кто побежал влево, спаслись. Тех, кто побежал направо, огонь сумел догнать.

Еще один момент - от верхового пожара надо убегать не на какой-нибудь холм, а в низину. Там можно спастись.

Антипин попадал под верховой пожар три раза. Это дало ему необходимый опыт. Он смотрит на тлеющий мох и говорит: "Этот пожар не опасен. Низовой пожар превращается в верховой, если есть много хвойного подроста (хвойного кустарника и невысоких елей, - РИА Новости). Тут его почти нет, поэтому риск минимальный".

Это значит, что пожарные смогут подойти поближе к огню. "Если низовой пожар средней интенсивности, то мы делаем минполосу в 50 метрах от кромки, - говорит инструктор. - А если низовой слабый, как здесь - то в 10-15 метрах".

Один из тех, кто машет сейчас лопатой - Павел Медведский, парень с татуировкой на груди. Скоро ему исполняется 22 года, он их отметит в лесу. После службы в 7-й Новороссийской гвардейской дивизии ВДВ он узнал, что можно пойти десантником в лесные пожарные.

© РИА Новости. Александр Кряжев
Тушение лесных пожаров в Красноярском крае

Павел вспоминает: "Десантник - это мне всегда было близко. А другой работы в нашем Железногорске все равно не найти. Прыжков у меня много, только мне сказали, что надо переучиться укладывать парашют. Но это оказалось несложно - тут парашют очень похож на военный Д-6, военные называют их "дубы", потому что они не управляются. Укладывается он почти так же - в общем, я быстро научился".

Работать Павлу нравится, еще бы, говорит, денег немного добавили.

"Молодежь же идет к вам. Значит, все не так плохо? - спрашиваю инструктора Антипина.

"А... Разгильдяи! - машет рукой он. - Вот мы в свое время посерьезней были. На день ВДВ я им уже дал по шее".

Впрочем, "разгильдяи" машут лопатами вполне серьезно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала